Найти тему
Достояние Сибири

Истории и анекдоты взятые из работ Г.Е. Катанаева, посвященные городу Омску (часть 3).

Оглавление

Хранящийся в Историческом Архиве Омской области личный фонд официального историка Сибирского казачьего войска Г.Е. Катанаева давно уже пользуется большой популярностью у исследователей. В связи с этим, в начале 90-ых гг. прошлого века сотрудниками архива была разработана целая издательская программа относительно публикации творческого наследия Г. Е. Катанаева.

Г.Е. Катанаев. Биографическая справка.

Г.Е. Катанаев
Г.Е. Катанаев

Собрание омских анекдотов, курьезов и т. д., взятые из работ Г.Е. Катанаева (часть 3):

Шрамм.

Приходит в гости к Шрамму молодой офицер Генерального Штаба. Взволнованный чем-то с самого утра он с довольной улыбкой встречает офицера и задает ему вопрос

– А знаете, какое у меня приобретение?

– Нет, не знаю…

– Вы не знаете… я Вам покажу, пойдемте со мной… прекрасная вещь.

И он повел офицера в одну из комнат. На стене были прибиты громадные оленьи рога (маральи) с головой. Остановившийся перед ними в умиленье генерал восклицает:

– Каковы?! – Прекрасные рога. – Посмотрите, какие громадные, такие здесь в редкость, едва ли у кого и есть…

– Да, сколько я знаю, в Омске ни у кого нет таких громадных рогов.

– И знаете, кто мне подарил эти рога?

– Я догадываюсь… – Кто же? – Судя по их величине, вероятно, человек очень влиятельный. Я думаю, что это Князь.

– Да-да, Вы угадали.

И довольный догадливостью офицера, он сделался еще любезнее и принялся распространяться о подаренных князем рогах.

Не так любезна была супруга генерала, слышно из другой комнаты, каким тоном была высказана догадка и как вообще был веден разговор, – она ужасно возмутилась и… в тот же день князю было известно о предерзости офицера – и на завтра его уже по приказанию высшего начальства не было в городе, он должен был укатить из пределов Западной Сибири.

У казачьего атамана обед. Гости собрались, все люди солидные: генералы, начальники отдельных частей. Сначала шел подобающий их чинам солидный разговор; но так как дам не было, да и хозяин был старый холостяк, то понятно, что скоро разговор перешел на клубничку. Один из старичков с горечью заметил:

– Эх, была молодость, да прошла. Вот уже три года, как я не могу иметь дела с женщиной…

– Да, и я тоже… вот уже пять лет, как лишился способности… – заметил еще какой-то генерал.

– Что ж, господа, – заметил Шрамм, – вот а я уже более года не прикасался к своей жене.

– Как, возразил хозяин, – что Вы шутите, да ведь у Вас только что родился сын.

– Хе, хе, хе, – захихикал растерявшийся Шрамм, – я пошутил.

– Пошутил… А признайтесь, Ваше Превосходительство, не помогал ли Вам в этом деле князь, – заметил опять простак-хозяин.

Гости расхохотались, но не хохотала жена Шрамма, которой он дома все передал. Атаман скоро был смещен с должности по представлению князя.

Акмолинский губернатор Цитович.

Не стоя близко к генералу Цитовичу, я, конечно, весьма мало могу сообщить достоверных сведений об этом губернаторе. В городе же общее мнение о нем – как о самом бесхарактерном человеке и бездарнейшем управителе.

По городу ходит множество анекдотов про него самого разнообразного свойства. – Вот один случай с ним, который наделал много шуму в Омске. –Задумал он перестроить только что купленный им дом Волкова – начинается переделка: обшивка, переборка полов и т. д., дело подвигалось к концу, окрашены даже были полы, дали только время подсохнуть – но накануне перехода в новый дом ночью какой-то бездельник в гостиной среди комнаты наворотил громадную кучу своих испражнений; краска попортилась, и переезд замедлился. Но вот и переехали; и тут несчастье вскоре по переезде –какой-то бездельник опять вымазал дегтем как ворота, так и часть самого губернаторского дома. Скандал страшный, обесчещен губернатор. Начались розыски, подняли все Кучугуры – нет мошенника. А между тем на другой день днем к губернаторскому дому подъезжает деревенский мужик с бочкой дегтя.

– Что тебе нужно? – спрашивают.

– Да вот барин прислал с дегтем, говорят, здесь нужен.

– Пошел прочь, болван, вот тебя заберут в полицию.

– Дак, я не знаю, он мне и задаток отдал, прямо показал на этот дом.

Мужика прогнали.

Шутники рассказывали в насмешку еще и продолжение того, говорят, что губернаторша рассвирепела, вскипятилась – караула, говорит, никакого нет, это из рук вон караульные стоят – я сама буду стеречь свой дом! – И вышла, поместилась на балконе, прислонилась к перильцам и стала зорко следить, нет ли где злоумышленника. Но с непривычки к ночному бдению задремала и уснула; проспала всю ночь. Просыпается… и, о, ужас, ее задница вся вымазана дегтем.

По Омску ходило множество вариантов этого выдуманного рассказа, на целых два месяца дало материала для разговоров это мазанье ворот.

Про деяния этого губернатора ходит множество стихотворений – образовалась даже целая подпольная периодическая литература. Появляется множество литературных псевдонимов. Анонимные письма каждый день приходили к наиболее влиятельным из омских сановников и т. д., и т. п.

Автор - Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири».