Найти в Дзене

Образование без отрыва от переездов: плюсы и минусы

Оглавление

Мы с мужем вышли из поезда с четырёхмесячной дочкой на руках. На огромном табло железнодорожного вокзала я увидела температуру воздуха. –55. Ну что ж! Привет, Челябинск!

Так 13 лет назад начались наши многочисленные переезды. Это не наш выбор, а вынужденная мера. Причина – работа мужа. Когда дочка была маленькая, я особо не задумывалась о том, как она будет учиться в таких условиях. Про семейное образование тогда я даже и не слышала. Мы посещали различные клубы раннего развития, занимались дома по системе Монтессори.

С 2007 по 2009 год мы сменили ещё 2 места жительства – Набережные Челны и Ивановская область. А в 2010 году переехали в маленький курортный городок в Краснодарском крае, Ейск. Там наша семья впервые задержались надолго, на целых 9 лет.

В Ейске дочка пошла в 1 класс, в обычную общеобразовательную школу. Отношения с первым учителем и одноклассниками у неё сразу же не сложились. Даша – несистемный ребёнок, она не могла выносить шума на переменах и криков учительницы. Материал усваивала очень плохо, оценки были низкие. С другими детьми дружбы тоже не произошло. В Ейске мы сменили 2 школы, думали, что в первой ей просто не подошёл коллектив. Но нет!

В начале 2019 года мы с мужем поняли, что скоро нам опять придётся переезжать. Тогда я уже прокручивала в своей голове мысли о семейном обучении, много читала об этом и собирала информацию. Сейчас мне очень странно, но тогда я всех больше боялась гнева государственных структур.

Меня приводила в ужас мысль о том, что к нам может прийти опека.

Поэтому я отвезла дочку к бабушке в Ивановскую область и там устроила в школу. В ту самую, в которой все 11 лет училась я. Где получила золотую медаль за отличные успехи в учении.

Там Даша проучилась ровно 2 месяца. И это был ад! Дочка попала под жёсткий буллинг со стороны одноклассников. Жить и учиться дальше в таких условиях было просто невозможно. В марте 2019 я всё-таки нашла в себе силы и перевела дочку на СО.

И с тех пор я частенько задаю себе вопрос: «Почему я не сделала этого раньше?»

На семейном обучении всё стало гораздо проще. Переезды больше не причиняли неудобств. Не нужно переводиться из школы в школу, вливаться в новый коллектив, приспосабливаться к новым программам и учителям. Теперь мы переезжаем с лёгким сердцем. Услугами репетиторов я не пользовалась ни разу, поэтому мы совсем не привязаны к месту. Всем предметам обучаю дочку я сама.

А буквально неделю назад мы вернулись в Минск. Дочка, услышав разговоры об очередном переезде, достала чемодан и сложила туда в первую очередь учебники. Пока ехали в машине, она слушала обучающие ролики по физике.

-2

То есть образовательный процесс не прерывается вообще.

И она привыкла к такому образу жизни. Когда мы больше 2 месяцев сидим на одном месте, она спрашивает, скоро ли нужно будет собирать вещи.

В последнее десятилетие люди стали гораздо мобильней, переезды и путешествия – обычное дело. Семейное образование прекрасно вписывается в такую свободную концепцию жизни.

Я бы хотела выделить плюсы и минусы СО в условиях частых переездов.

Плюсы:

  • Не надо переводиться из школы в школу. Все учебники и тетради, весь материал для образовательного процесса мы возим с собой.
  • Нет необходимости привыкать к новым людям и подстраиваться под новую программу.
  • На новом месте жительства мы знакомимся с интересными людьми. Что является немаловажным условием интереса к учёбе. Например, в Минске Даша познакомилась с девочкой, которая заразила её своим интересом к химии.
  • И самый большой плюс! Я не нервничаю больше за дочкино образование. Мне не надо искать подходящую школу на новом месте. Я взяла ответственность за её образование на себя и мне стало гораздо спокойней.
-3

Минусы:

  • Отсутствие постоянных друзей. Это, конечно, серьёзный минус. Но опять же, всё индивидуально. Лето мы всегда проводим в Ейске. Там у Даши друзья и подружки, которые с радостью ждут её приезда. А в течение года она созванивается с ними по видеосвязи чуть ли не каждый день. А на новом месте возникает столько новых знакомств, что скучать совершенно нет времени. Мы относимся к этому так.
  • Не все дети способны к поддержанию дисциплины в таких условиях. Наша семья путешествует с самого рождения дочки, поэтому она привыкла доставать учебники в любой обстановке. Даша знает, что на разбор вещей у неё есть день, максимум два. Потом она возвращается к своему расписанию.
  • При частых переездах приходится бросать полюбившиеся кружки и секции. А их у детей-семейников обычно много. Прошлой осенью мы тоже жили в Минске. Дочка посещала кружок телеведущих. Ей безумно нравилось. Потрясающий преподаватель, интереснейшие занятия, съёмки для телеканала «Беларусь 2». Даша была в восторге. Вот его было действительно жалко бросать. Но пришлось!

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн для детей на семейной форме обучения.

Автор: Елена Лачина, лингвист-переводчик, мама дочки на СО

Читайте также другие статьи автора:

Как учить предметы средней школы без учебника

Я говорю ТРИЗу "Да"

Не пишем диктантов, не учим правил и не видим причин это делать

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал