Как нам сообщает статья 52, закона «Об образовании», родители (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать для этого все условия.
То есть, как хотите, но до 9 класса необходимо «дотянуть» своё чадо, иначе будете нести административную ответственность.
Если с законом, правами и обязанностями всё более или менее ясно, то как же обстоят дела с чисто человеческой точки зрения и моральной стороной вопроса? Давайте разбираться.
Как правило, большинство родителей внимательно следят за учёбой своих детей. Некоторые контролируют процесс от 1 и до 11 класса. Особенно это касается тех ребят, кто испытывает трудности в образовательном процессе. Но согласитесь, как было бы здорово, если бы все тяготы и заботы нёс на себе сам ученик, и взрослым не приходилось бы вновь и вновь «садиться» за школьные парты с каждым своим отпрыском.
Но как же научить полной самостоятельности и самоотверженной мотивации? И реально ли это вообще?
Есть такие ребята, которые учатся с трудом, и на это есть много разных причин (мы их сейчас обсуждать не будем). Конечно, про таких деток совершенно другой разговор, и вряд ли возможно сделать так, чтобы они несли полную ответственность за процесс и результат своих познавательных процессов.
А вот если рассуждать о среднестатистическом школьнике, без особых трудностей в освоении программы, то, конечно, правильнее, чтобы все обязательства за учёбу в большей степени (но не все 100%) ложились на него самого (с оговоркой на возраст, конечно).
Понятно, что контролировать младшеклассника нужно и придётся. В средней же школе ученик уже во многом способен проявить самоконтроль. Ну а в старших классах уж тем более, очень важно, чтобы подросток был вполне самостоятелен в учёбе.
Но, как всегда, возникает много НО.
Обстоятельства, семьи, условия обучения – всё разное. Претензии школы, родительские ожидания и детские усилия– тоже разные. Поэтому, правильного ответа на вопрос «Так кто же должен отвечать за учёбу?» как минимум два, а то и больше. В идеале – прекрасно, когда обучающийся тянет всю лямку сам. А если, прозаично и жизненно, то не всё так, как нам хочется – приемлемы и другие варианты. Главное, с наименьшими потерями для психического и физического здоровья всех заинтересованных лиц.
А как же разумно поделить ту самую пресловутую ответственность?
- Начать можно с расставления приоритетов.
- Какие навыки важнее и нужнее по вашему мнению?
- Какие ожидания возлагаете на школьное образование?
- На какие высоты вы рассчитываете в отношении своего школяра?
- Что поставить во главу угла, а что можно «отпустить»?
Буквально, составьте список, что по-вашему должен/может выполнять школьник сам и без подсказки, а в чем разумна подмога родичей. Далее, следуя составленному списку, вам будет проще понять, где и в какой ситуации нужно помогать, а где всё надо оставить на откуп самим детям.
А теперь несколько практических советов
касаемо организации образовательного процесса таким образом, чтобы дети были более организованными и ответственными в вопросах своего обучения.
1) Старшему поколению хорошо бы поменьше тревожиться! Часто всё начинается именно с родительских страхов из-за того, что их чадушко будет недостаточно успешен на уроках, как ИМ бы этого хотелось («Двойка? Кошмар!! Позор!!») Контролируя всех и вся они конечно, хотят, как лучше, а по факту дети полностью теряют самостоятельность в своих действиях.
2) Взрослым надо учиться больше доверять своим взрослеющим парням и девчонкам. Хорошо если мама или папа могут объяснить тему, которую ребёнок не усвоил на уроке. То есть тут важно помочь, когда он САМ ПОПРОСИЛ об этом. Но в корне неверно, если мама или папа находятся рядом и «нависают» над ним, пока тот делает все домашние задания.
3) Правильнее ещё «на берегу» обсудить правило: «Я с тобой уроки не делаю, но всегда помогу, когда ты попросишь об этом».
4) А этот совет из разряда хитростей. Лучше не проверять тетради каждый день, а делать это только иногда и неожиданно!) Пусть школяр будет всегда на чеку!)
5) Постарайтесь чётко разграничить предметы, которые даются учащемуся легко, и те, с которыми бывают трудности. То, что он может и сам, оставьте под полную детскую ответственность. Доверьтесь ему.
6) Старайтесь не говорить подобных фраз:
— Ну что ты тормозишь-то, мы же вчера это всё разобрали?!
— Ну чего же ты такой бестолковый-то?!
Из-за них дети только расстраиваются и результаты будут только хуже. К мотивации эти фразы не имеют никакого отношения! Гораздо правильнее научиться говорить подбадривающие слова, типа:
— Я верю в тебя, у тебя всё получится!
— Ты же такой сообразительный у меня, подумай ещё!
Автор: Марина Каракчиева, практикующий психолог, мама ребёнка на СО
Читайте также статьи автора:
Вопрос психологу: "Боюсь ходить в школу..."
Как научить ребёнка постоять за себя
Мотивация «домашнего ученика» — есть ли решение?
Чтобы сыну не говорили: "Бестолочь, дворником будешь работать!"
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.