Сейчас стало очень модно трубить из каждого утюга о сознательности, индивидуальном подходе и уважении к особенностям личности. На деле же разного рода школы, чешущие тысячи учеников под одну гребёнку, плодятся, как грибы после дождя. Я тоже имела неосторожность влиться в этот поток, из которого потом долго и болезненно выбиралась.
Я наивно полагала, что можно просто взять за основу школьные (любой школы, ключевых отличий нет) принципы организации учебного процесса и в ус не дуть.
Не тут-то было!
На второй год семейного образования я заметила, что у одного ребёнка начались провалы в успеваемости по точным наукам, у второго – какая-то поляризация, то есть одни предметы пошли в лёт, а в других он просто перестал что-либо понимать. Нынче, понаблюдав за ними и усмотрев некую систему, я вызвала их на диалог.
Выяснилось, что моя «золотая середина» неприменима ни к одному из моих детей.
Здесь стоит оговориться, что они с детства были абсолютно разными, будто и родства-то между ними никакого нет. Старшая дочь – типичная «блондинка» с поправкой на зачатки интеллекта, младший сын – единоличник, мизантроп и немножко изобретатель, этакий «Иван Семёнов», только не совсем двоечник.
Старшей достаточно легко даются естественные науки (биология, география), языки и всё, что связано с построением связных текстов. При этом стоит поменять форму экзамена с устной на тестовую, как она тут же скатывается на границу «2» и «3». Младший случайно в сентябре сдал годовой экзамен по математике на «4», не зная даже теории решения заданий такого уровня. Просто я вела разговоры с завучем об экстернате, и она подумала, что, раз мы сдаём простые предметы типа физкультуры и музыки сразу за год, то и с основными поступим так же, поэтому дала ему годовую работу вместо полугодовой.
Беседа с детьми о подходах выявила, что дочери нужно вникать в естественные науки, не обязательно долго, но до выработки устойчивых паттернов. Математика, физика – привет! А для успешной сдачи гуманитарных предметов нужно акцентировать внимание на систематизации текстовой информации в виде таблиц и схем, чтобы активизировать образное и ассоциативное мышление. При помощи последнего, кстати, мы учим иностранную лексику, мне показалось это эффективным.
Сыну же становится скучно, если я прошу его выполнить более трёх однотипных заданий, ему проще пройти раздел учебника по математике за один учебный день, чем прорешивать многократно задания на одну и ту же тему.
А вот с речью проблемы. Прошу заметить: не с языком, а именно с речью, с построением предложений и текстов. Чтобы хоть как-то поправить успеваемость, мне пришлось долго работать с ним в этом направлении. Мы составляем предложения даже тогда, когда гуляем или смотрим ролики на Ю-тубе. Я прошу его дать оценку работе режиссёра, высказать своё отношение к сюжету и героям видео.
Да, это вроде бы входит в школьную программу по чтению, но есть момент: от учебника веет официозом, а вот «видосики» расслабляют эмоциональные и речевые центры, что способствует выработке речевых паттернов. Вот только не надо кричать, мол паттерны – зло. Это опять же та самая гребёнка, которой люди привыкли чесать всех и вся.
Ну и ещё момент: некоторые переходят на семейную форму образования не для того, чтобы учить своих детей тому, что считают важным, а просто «за компанию», потому что «это в тренде» или они хотят выпятить свою, как они понимают, осознанность, порой даже не отдавая себе отчёта в этом. А потом завуч рассказывает мне невесёлые истории, как бывшие отличницы сдают русский язык на «2», потому что родители всё время на работе и, как выяснилось из беседы с ребёнком, совершенно не занимаются ни организацией образовательного процесса, ни контролем успеваемости.
Мораль такова: если вы не интересовались предпочтениями своих детей до перехода на СО, то переходить вам не следовало.
Потому что здесь не получится свалить неудачу на учителей или программу хотя бы потому, что родители вправе разработать и применять собственную.
Не может быть одинакового подхода, как не существует в природе двух одинаковых живых клеток.
Нет, можно, конечно, всё оцифровать и окирпичить, но это уже попахивает киборгизацией. Оно вам надо?
Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи автора:
5 лет живём за городом и карантина не чувствуем
Моя неорганизованность: не всё в школе так плохо, как я привыкла думать
"Майнкрафт"... Я была в ступоре и не знала, как реагировать
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения вместе с нами.