Найти тему

Дочь – «блондинка», сын – мизантроп и изобретатель. Можно ли учить одинаково?

Оглавление

Сейчас стало очень модно трубить из каждого утюга о сознательности, индивидуальном подходе и уважении к особенностям личности. На деле же разного рода школы, чешущие тысячи учеников под одну гребёнку, плодятся, как грибы после дождя. Я тоже имела неосторожность влиться в этот поток, из которого потом долго и болезненно выбиралась.

Я наивно полагала, что можно просто взять за основу школьные (любой школы, ключевых отличий нет) принципы организации учебного процесса и в ус не дуть.

Не тут-то было!

На второй год семейного образования я заметила, что у одного ребёнка начались провалы в успеваемости по точным наукам, у второго – какая-то поляризация, то есть одни предметы пошли в лёт, а в других он просто перестал что-либо понимать. Нынче, понаблюдав за ними и усмотрев некую систему, я вызвала их на диалог.

Выяснилось, что моя «золотая середина» неприменима ни к одному из моих детей.

Здесь стоит оговориться, что они с детства были абсолютно разными, будто и родства-то между ними никакого нет. Старшая дочь – типичная «блондинка» с поправкой на зачатки интеллекта, младший сын – единоличник, мизантроп и немножко изобретатель, этакий «Иван Семёнов», только не совсем двоечник.

-2

Старшей достаточно легко даются естественные науки (биология, география), языки и всё, что связано с построением связных текстов. При этом стоит поменять форму экзамена с устной на тестовую, как она тут же скатывается на границу «2» и «3». Младший случайно в сентябре сдал годовой экзамен по математике на «4», не зная даже теории решения заданий такого уровня. Просто я вела разговоры с завучем об экстернате, и она подумала, что, раз мы сдаём простые предметы типа физкультуры и музыки сразу за год, то и с основными поступим так же, поэтому дала ему годовую работу вместо полугодовой.

Беседа с детьми о подходах выявила, что дочери нужно вникать в естественные науки, не обязательно долго, но до выработки устойчивых паттернов. Математика, физика – привет! А для успешной сдачи гуманитарных предметов нужно акцентировать внимание на систематизации текстовой информации в виде таблиц и схем, чтобы активизировать образное и ассоциативное мышление. При помощи последнего, кстати, мы учим иностранную лексику, мне показалось это эффективным.

Сыну же становится скучно, если я прошу его выполнить более трёх однотипных заданий, ему проще пройти раздел учебника по математике за один учебный день, чем прорешивать многократно задания на одну и ту же тему.

-3

А вот с речью проблемы. Прошу заметить: не с языком, а именно с речью, с построением предложений и текстов. Чтобы хоть как-то поправить успеваемость, мне пришлось долго работать с ним в этом направлении. Мы составляем предложения даже тогда, когда гуляем или смотрим ролики на Ю-тубе. Я прошу его дать оценку работе режиссёра, высказать своё отношение к сюжету и героям видео.

Да, это вроде бы входит в школьную программу по чтению, но есть момент: от учебника веет официозом, а вот «видосики» расслабляют эмоциональные и речевые центры, что способствует выработке речевых паттернов. Вот только не надо кричать, мол паттерны – зло. Это опять же та самая гребёнка, которой люди привыкли чесать всех и вся.

Ну и ещё момент: некоторые переходят на семейную форму образования не для того, чтобы учить своих детей тому, что считают важным, а просто «за компанию», потому что «это в тренде» или они хотят выпятить свою, как они понимают, осознанность, порой даже не отдавая себе отчёта в этом. А потом завуч рассказывает мне невесёлые истории, как бывшие отличницы сдают русский язык на «2», потому что родители всё время на работе и, как выяснилось из беседы с ребёнком, совершенно не занимаются ни организацией образовательного процесса, ни контролем успеваемости.

Мораль такова: если вы не интересовались предпочтениями своих детей до перехода на СО, то переходить вам не следовало.

-4

Потому что здесь не получится свалить неудачу на учителей или программу хотя бы потому, что родители вправе разработать и применять собственную.

Не может быть одинакового подхода, как не существует в природе двух одинаковых живых клеток.

Нет, можно, конечно, всё оцифровать и окирпичить, но это уже попахивает киборгизацией. Оно вам надо?

Автор: Светлана Селинская, фотограф, копирайтер, владелец личного подсобного хозяйства; мама двоих детей, оба на семейном образовании

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи автора:

5 лет живём за городом и карантина не чувствуем

Моя неорганизованность: не всё в школе так плохо, как я привыкла думать

"Майнкрафт"... Я была в ступоре и не знала, как реагировать

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения вместе с нами.