Не многие знают, что Джеймс Бонд в нескольких фильмах спасал мир не в Rolex или Omega, а в Seiko. Начиная с 1977 года агент 007 отдает предпочтение японской марке Seiko.
Между тем японские часовые производители практически опережают швейцарских почти по всем параметрам. Наручные часы они выпустили в 1913-м, раньше почти всех европейцев.
Это были Laurel от растущей компании под названием Seikosha, которая вскоре была переименована в Seiko.
Название компании Seikosha переводится с японского как “Дом точности”
Концерну принадлежат несколько впечатляющих мировых рекордов, среди которых первые серийные высокочастотные часы Seiko Hi-Beat с частотой баланса 36 000 пк/ч (1969).
В том же году вышли первые электронные часы с кварцевым осциллятором Seiko Quartz Astron, которые в первые годы стоили, как один из самых роскошных автомобилей Toyota Crown.
В том же году на полгода раньше швейцарцев Seiko представила первый серийный автоматический хронограф с мгновенным стартом и остановом. В 1988-м предпринята первая попытка создать гибридные часы – кварцевые с автоподзаводом, которая завершилась технологическим триумфом в виде модели Spring Drive с автоподзаводом и регулируемым электроникой парящим колесом, не колеблющимся, а вращающимся со скоростью 8 оборотов в секунду.
На волне всемирного успеха, сопровождающегося банкротством и закрытием десятков швейцарских часовых домов, руководство концерна и совершило стратегическую ошибку.
Поверив, что швейцарцы никогда не возродятся, ведущие японские корпорации Seiko, Citizen и Casio стремительно наращивали выпуск своих часов (главным образом, кварцевых) и, чтобы окончательно закрепить свое мировое господство, начали продавать их практически по себестоимости.
Средств на пиар и рекламу при этом не оставалось, о чем японцы, впрочем, и не сожалели: мир и так принадлежал им. Так продолжалось и в некоторых концернах продолжается до сих пор!
Гениальный спаситель швейцарского часпрома Николас Хайек-старший уже начал формировать
и выдвинул великий тезис о том, что часы – это прежде всего статус, поэтому они должны быть очень дорогими механическими и прежде всего швейцарскими. На пропаганду своей спасительной идеи он потратил не одну сотню миллионов франков и вскоре убедил весь мир.
Японцы, может, и заметили это, но тут необходимо знать, как сложно и долго (порой десятилетиями) продвигаются любые идеи (тем более стратегические) на уровне японских гигантских корпораций… При этом роскошные часы японцы умеют делать, как никто другой.
Лучшие модели часов, которые выпускает Seiko под марками Grand Seiko, Credor и Galante, выглядят превосходно, иногда просто потрясающе, а главное, сразу видно, что их создавали японские мастера ювелирного и декоративного искусства.
Создаются часы по самым передовым технологиям. Например, спирали для баланса и заводного барабана производятся из сплава под названием SPRON 200, 530 и 610 (в зависимости от уровня модели). Так вот он по всем параметрам – упругость, энергоемкость, индиффирентность к температурным перепадам и электромагнитному полю, изохронизм – превосходит продукцию швейцарского Nivarox.
И часовые детали методом ионного травления (или фотомануфактуры) они производят давно. Эта японская технология называется MEMS. Вот только ваяют они детали спуска из атомов никеля, а не из кремния, который японцы считают слишком хрупким.
Часовые корпуса полируются по технологии Blade Polishing. Еще в Средние века при изготовлении знаменитых мечей катана японцы выяснили, что если полировать металл не фланелевой тряпочкой, а наждачным камнем, то поверхность получается идеально зеркальной, а высочайшая температура еще и закаляет ее, наделяя необыкновенной стойкостью к царапинам.
Даже ремешки Seiko изготавливает самостоятельно, выращивая аллигаторов на собственных фермах в странах Юго-Восточной Азии. Сопутствующие аттестаты подтверждают, что животные вскармливались исключительно здоровой натуральной пищей и в процессе роста не переносили никаких потенциально опасных для здоровья человека заболеваний.
Теперь бы еще понять, почему японцы вплоть до позапрошлого года наотрез отказывались продавать их за границу, как и самые роскошные свои авто Toyota Crown и Nissan President в максимальной комплектации.
Само собой, в душе каждая нация считает себя богоизбранной и лучше других. А отличаются нации друг от друга тем, насколько явно они позиционируют свою исключительность перед другими. Наверное, отказывая другим народам в праве по достоинству оценить лучшие национальные часы и автомобили, скромные японцы подчеркивают свою самобытность.
Лишь в позапрошлом году Seiko принял стратегическое решение о выводе своих элитных марок на международный рынок. Но вернуться в мировую элиту будет невероятно сложно.