Не очень-то я и привержена всяким суевериям, но вот колдовская ночь на Ивана Купалу мне всегда нравилась. Сколько легенд о ней сложено!
Считается, что в эту ночь цветет папоротник, а где алый цветок его увидишь, там клад зарыт. И разрыв-траву можно найти, которая всякие замки открывает. А еще костры в эту ночь жгут, через огонь прыгают, потому что это древний праздник солнцестояния, когда день равняется ночи.
Это самая серединка лета – 7 июля по новому стилю.
В тот год я была на даче. И решила пойти на озеро погадать на суженого – пустить венок из березовых ветвей и цветов сплетенный по воде. Сделать это надо было непременно ночью. Поэтому я по лестнице осторожно спустилась на первый этаж и выскользнула за дверь.
Как же красиво! Я бежала по лесной дорожке к озеру, а все вокруг было залито ярким лунным светом.
Вот впереди блеснула вода, послышался плеск весел и тихий смех.
Значит не одна я решилась на ночную прогулку.
Лишние приключения мне ни к чему, поэтому я на цыпочках пробралась к самой кромке и опустила заранее сплетенный венок на воду. Загадала желание и почувствовала на себе чей-то взгляд. Оглянулась – никого. Но неприятное ощущение меня не покидало. И я поспешила домой.
Уже на территории участка сама над собой посмеялась – что-то я сегодня пуглива! Самое время заесть страх малиной, у нас отличный малинник.
И я смело залезла в самую середину «грядок» с кустами.
Вот напрасно я это сделала!!! Потому что когда я наслаждалась сочными ягодами, над головой моей раздался шум. Это еще что такое?
НЕТ! НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
И на наш газон у террасы опустились … гроб с панночкой (почему-то я сразу поняла, что это она – панночка из «Вия») и метла с Маргаритой из романа Булгакова. Причем Маргарита сидела задом наперед на помеле, как и положено настоящей ведьме. А вы не знали, что ведьмы летают на помеле только так и еще совершенно нагие? Я-то знала, как и то, что в купальскую ночь они собирают золу от костров. Бросят ведьмы щепотку золы в воду, брызнут на себя этим снадобье, и могут лететь куда хотят.
- Здравствуй, Донна! - усмехнулась Панночка.
- Не здравствую тебе, ведьма, - в той же манере ответила Маргарита, - зачем позвала? Ты же знаешь, у меня много дел в эту ночь.
- О, ничего такого, просто хотела спросить, как дела, там в… как ты там говорила, в покое. И конечно же, рассказать новости земли.
- И что же ты знаешь такого, чего не известно мне?
- Значит, все-таки поговоришь со мной? Только помни, ночь летняя коротка, а новостей уйма. Ну, например, не так далеко от моего родного хутора, а с годами, Маргарита, я становлюсь сентиментальной и вспоминаю времена, когда загубила не одну душу... Но я отошла от новости. Так вот не так далеко от тех мест, есть кладбище, где шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу, там же, ты знаешь, есть замок одного колдуна…
- Я поняла, к чему или, вернее, к кому ты клонишь. К Катерине. Да, я наслышана о ней, вот только не успела еще с ней познакомится, поговаривают, что она умерла от руки своего же отца-колдуна
- По мне, как для женщины, страшнее собственной смерти - найти ребенка в колыбели зарезанным и знать, кто это сделал. Неудивительно, что она после такого шока потеряла рассудок.
- С Катериной все понятно, а как поживают утопленницы?
- О, сплетничали тут недавно про ясно панночку. Говорят, она отрубила руку своей мачехе-ведьме, так та ее из дому выгнала, подговорив мужа – отца несчастной, а бедняжка в воду бросилась да и утонула. Зато теперь утопленница чувствует себя прекрасно, сделалась над русалками главною. В одну ночь увидела мачеху около пруда, напала на нее и с криком утащила в воду. Но ведьма и тут ведьма, тоже оборотилась утопленницей, теперь панночка собирает каждую ночь всех подруг подводных и заглядывает по очереди каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма, но до сих пор так и не узнала.
Панночка вдруг вздрогнула, что не ускользнуло от Маргариты.
- Что, до сих пор вспоминаешь того бедолагу?
- Не понять тебе, Марго, как я могла быть такой легкомысленной, не услышать петухов, все это в церкви происходит, а я здесь со своим гробом летаю, но видела бы ты лицо того бедолаги! Всего каких-то две ночи, а он уже до смерти себя довел – с моей подмощью. Вий только подсобил. Ладно, не будем о грустном.
Я тебе вот о чем расскажу: Солоху видела сегодня мельком на Лысой горе. Она еще чудо как хороша собой, искусная ведьма.
- Она ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошей в ее года.
- Ой, брось, сейчас заговорило в тебе женское самолюбие и зависть. К ней захаживают и деревенские казаки, и сельский глава, и дьяк, и даже сам черт!
- Ты, правда, думаешь, что такие достижение меня поразят? А то ты не знаешь, сколько таких искусниц было на балу у Воланда!
- Кстати, бал, ты обещала про него рассказать, я вся в нетерпении.
- Там и рассказывать нечего, бал как бал, только с мертвецами.
- Да, ничего от тебя не узнаешь, ну ничего, сама когда-нибудь увижу.
- Давай сменим тему. Расскажи, как там тетушка?
- Тетушка пропала, как только дом маковницы разрушала из-за глупости эта Маша. Представляешь, взяла и выбросила ключ от ведьмовских сокровищ в колодец. Тут и в доме провалился потолок, а сам он разрушился. Но поговаривают, что старая упыриха встречается со старухой-маковницой, точнее, с ее духом.
- А что упыриха? Говорят, ее наконец-то раскрыли.
- Она закончила свои дела да и померла неожиданно, а внучка ее, Даша, кажется, живее всех живых, только юноша, который спас ее, сбросился с колокольни. Новость так себе, как думаешь?
- Панночка, не моя воля, я здесь не причем.
- Ой, да брось, уже все наслышаны о твоих связях с другими ведьмами.
- Я не понимаю, о чем ты, ведьма.
- Прекрати строить из себя глупую, ты меня не проведешь, расскажи, какие они там, а я, клянусь, никому не расскажу. Маргарита, мы столько лет с тобой знакомы, а ты до сих пор мне не доверяешь.
- Панночка, ты смешна, как можно доверять ведьме. Ну хорошо, я расскажу, но если ты проговоришься, я тебе не буду спасать. Вот расскажу тебе про Норвегию. На горе Колсос там каждую ночь собираются ведьмы. И там не так давно намечался грандиозный шабаш. Мессир обещал присутствовать на нем, да еще собирался прихватить с собой скрипку. Вокруг костра сидели ведьмы. Одни вязали чулки, а другие плели кружева.
Думаешь, они плели обычные кружева? Как бы не так! Сверху кружева были как кружева, а вот внизу извивалась кайма из настоящих змеиных головок. Тебе бы понравились ведьминские чулки. Верх у них тоже был очень даже хорош, зато в носке припрятаны были колдовство да гадости. Смеялись и сплетничали, перебивая друг друга, веселились и шутили. Для них Мессир выглядел совершенно по-другому, высокий черноволосый парень со скрипкой под мышкой. Я-то там была по его просьбе и следила за ведьмами. Как заиграла скрипка, ведьмы вскочили и пустились в пляс вокруг огня…
- Это ты про Норвегию? Редко кто там бывает, даже из наших.
Сколько они еще будут болтать? Вот ведь неугомонные, подумала я. А мне сиди тут в кустах. А если они весь дом разбудят? Нет, не буду думать о плохом. Скоро рассвет, дни сейчас длинные, а ночи короткие, ведьмам пора будет домой улетать.
Только я больше не хочу в кустах сидеть!!!
И тут… раздался страшный шум, как будто в малинник вломился медведь. Я перепугалась и от неожиданности даже не могла пошевелиться.
А ведьмы хором закричали: «Медведь!» Надо же, и они бояться Михал Потапыча!
Вскочили тетки на своих «коней» - панночка в гроб прыгнула, а Маргарита на метлу – и фьють – исчезли.
Так, отлично, от ведьм избавились, а мне-то что делать? Вдруг это и правда медведь?
И тут раздался голос нашего соседа, который очень уважает свое домашнее вино. Он решил исполнить в нашем малинник арию Ленского «Кудаааа, кудаааа, кудааа вы удалились?»
Своим оперным «воем» сосед разбудил добрую часть дачного поселка. Многие высунулись в окна и грозно хором приказали весельчаку идти домой и не мешать людям спать.
А я подумала: ну и что, что у нас калитка в заборе между участками есть – это не повод ею пользоваться в ночи.
Сосед прочувствовал свою вину и убрался с извинениями восвояси, а я еще немного полежала в траве и благополучно вернулась в дом.
Вот уж истинная правда – с женщинами надо держать ухо востро! Одни по ночам по небу летают, другие в малинник прячутся, а о третьих и подумать страшно…
(с) Ангелина Бржевская