Среди фотографов бытует мнение, что нужно всегда снимать в формате RAW. Но так ли это на самом деле и обязательно ли снимать в формате RAW, если у вас современная камера?
Еще пять лет назад каждый преподаватель фотографии уверенно говорил, что если вы хотите получать высокое качество своих фотографий, то вам необходимо снимать в формате RAW, а потом проводить часы в программе Lightroom или ей подобной и там доводить снимок до совершенства. Чтобы понять, почему так было, стоит вспомнить историю развития цифровых матриц.
Самые первые сенсоры, которые получили широкое распространение, назывались CCD-матрицами. Они имели очень хорошие характеристики по цветопередаче и вполне позволяли снимать в формате JPEG в случае, если вам не требовалась глубокая цветокоррекция или вытягивание деталей при съемке высококонтрастной сцены. Более того, масса фотографов сейчас с ностальгией вспоминает те матрицы, а некоторые снимают на старые камеры именно по причине их цветопередачи.
Но CCD-матрицы имели один очень существенный недостаток: они начинали шуметь уже при небольшом повышении ISO. Поэтому был разработан другой тип матриц - CMOS, которые имели гораздо более лучшие показатели по шумности, но, к сожалению, со цветопередачей у них были сложности. Именно потому зачастую JPEG-файл из камеры совершенно никуда не годился без постобработки. Причем, чем больше росла светочувствительность матриц, тем менее пригодным становился файл в плане цветопередачи, который получался на выходе. Во всяком случае, у камер Nikon, на которые я тогда снимал, было именно так. В общем-то именно тогда и началась мода на повальную обработку всего материала, что получается на съемке.
В настоящее время ситуация значительно изменилась. Алгоритмы внутрикамерной обработки фотографий совершенствовались и теперь зачастую выдают очень хороший результат на выходе. Лидерами в этом вопросе, на мой взгляд, являются камеры Fujifilm и Sony. Поэтому, если вы умеете снимать, на фотографии нет сцены со значительными перепадами яркости, вам нужны чистые цвета на выходе из камеры или необходимо быстро отдать фотографии - нет никаких проблем, чтобы снимать в JPEG. Если же вы понимаете, что снимок ждет глубокая коррекция (а не просто быстрая ретушь), тогда конечно разумнее снимать в RAW.
У съемки в JPEG есть еще один существенный плюс - она очень дисциплинирует фотографа. Когда вы понимаете, что ваши возможности в плане редактирования снимка сильно ограничены, вы начинаете снимать более внимательно, следите за экспозицией, контрастом сцены и прочими важными вещами. Одним словом - вы начинаете лучше фотографировать. И это здорово!
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Удачи вам и отличных фотографий!