Ноктюрн (от лат. nocturnus – ночной) – жанр живописи, в рамках которого художники изображают на полотнах преимущественно ночные сюжеты.
Понятие ноктюрна как живописного жанра ввёл американский художник-портретист Джеймс Уистлер. Под термином понимался стиль, в котором сцены изображались в тёмных тонах. Его предназначение заключалось в том, чтобы напомнить зрителям о самых загадочных моментах ночи, вызвать определённый ассоциативный ряд из самых потаённых и волнующих воспоминаний и ощущений. Всё изображаемое представало будто бы в дымке грёз и мечтаний. Такое настроение создавалось благодаря отсутствию прямого света и сумеречным тонам и переходам.
Позднее понятие также включило в себя все полотна с ночными сюжетами. Один из самых ярких примеров живописи в жанре ноктюрн – «Ночной дозор» Рембрандта.
Несмотря на то, что художники, создававшие такие полотна, на первый взгляд были ограничены в средствах изобразительности, им удавалось создавать совершенно удивительные полотна. Находясь в вечном поиске источников искусственного света для сцен своих полотен, они прибегали к самым разнообразным уловкам. Так, свет на картинах мог исходить от свечей, ламп, фонарей, залпов фейерверков, факелов и т.п.
Уистлер сравнивал настроение этих картин с одноимёнными музыкальными произведениями – мечтательными и задумчивыми. Приглушённые тона, мягкий свет – всё это создаёт неповторимую атмосферу и заставляет всё глубже и глубже вглядываться в полотна.