Найти тему

Печорский тракт. Немой свидетель рассвета Российской империи, становления и развала СССР

Оглавление

Немногим суждено своими глазами увидеть Печорский тракт. Сейчас это трудно проходимая дорога в глухих таежных северных лесах. А когда-то – ворота России в Сибирь – путь, связавший Архангельск с Печорским краем.

Тайга. Фото Sergei Berezin
Тайга. Фото Sergei Berezin

Как посмотреть

О существовании Печорского тракта я узнал благодаря просмотру на YouTube отчета об экспедиции, предпринятой в 2020 г. клубом экстремальных путешествий "Маршрут" (КЭП Маршрут).

Сайт клуба экстремальных путешествий "Маршрут"  ( https://club-marshrut.ru)
Сайт клуба экстремальных путешествий "Маршрут" ( https://club-marshrut.ru)

В ходе путешествия ребята прошли на 3-х внедорожниках (Ниссан Патрол) и 2 мотоциклах в условиях тяжёлого бездорожья сложнейший маршрут – часть пути, принадлежавшего тракту: от села Усть-Цильма на реке Печора до реки Мезень.

Помимо впечатлений и опыта, результатом путешествия стал профессионально снятый видео-отчет о красотах таежных мест, трудностях прохождения по разбитой дороге и болотам, рыбалке на хариуса ... Отличный фильм. Рекомендую выбрать вечерок и погрузиться в просмотр качественного контента.

Заставки к сериям фильма про путешествие по Печорскому тракту  на канале КЭП Маршрут (https://www.youtube.com/channel/UC45PYo7LBr3ZyhJr5kSSw_A)
Заставки к сериям фильма про путешествие по Печорскому тракту на канале КЭП Маршрут (https://www.youtube.com/channel/UC45PYo7LBr3ZyhJr5kSSw_A)

История

Историю Печорского тракта ведут с IX века. Он пролегал вдали от опасных земель, где хозяйничали волжские болгары, татаро-монголы и др. Но тракт весьма оживленным, и чего он только не видел:

  • занимавшихся торговым промыслом новгородских ушкуйников,
  • военные экспедиции князей и московской рати в Западную Сибирь,
  • староверов, уходивших на восток,
Архангельск и Усть-Цильма, между которыми проходил тракт, а, также, ближайшие крупные города того времени
Архангельск и Усть-Цильма, между которыми проходил тракт, а, также, ближайшие крупные города того времени
  • архангельского губернатора Александра Платоновича Энгельгардта (1845-1903), добравшегося в 1893 г. по нему до Усть-Цильмы и принявшего решение о строительстве дороги,
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Энгельгардт,_Александр_Платонович
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Энгельгардт,_Александр_Платонович
  • строительство дороги (1894 г.) с 40 станциями, расположенных примерно на расстоянии 20 км. друг от друга,
  • ремонт дороги и открытие автомобильного движения, нефтяные изыскания (1919-1920),
  • организацию на станции Борковской метеостанции «Борковская М-2» (1935 г.) - одной из трех, действовавших тогда в Архангельской области,
Вот как мог бы выглядеть в 50-е-60 г. XX в. узел связи Борковской метеостанции (фото  группы  Метеостанция "Таганай-гора", https://vk.com/meteotaganay)
Вот как мог бы выглядеть в 50-е-60 г. XX в. узел связи Борковской метеостанции (фото группы Метеостанция "Таганай-гора", https://vk.com/meteotaganay)
  • прокладывание линии электропередач и телеграфа, геологические изыскания (50-е г. XX в.),
  • испытательную экспедицию снегоходов «Буран» (1974 г.)
Буран – серия советских и российских универсальных двухгусеничных снегоходов. (фото из википедии)
Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буран_(снегоход)
Источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буран_(снегоход)
  • ликвидацию ЛЭП, Борковской метеостанции ( конец 90-х г. XX в.), приход в упадок мостов и дорожного полотна...

Закрытие Борковской метеостанции после развала СССР - особая страница истории Печорского тракта. Она являлась одной из трех метеостанций, расположенных в Европейском полюсе холода. Как и многие научные объекты тех времен сначала она перестала финансироваться в достаточной степени, а затем от нее совсем отказались. Кому интересно могут почитать душещипательную хронику гибели станции, почерпнутую из найденного на месте журнала исходящих телеграмм. Ныне от станции остались лишь развалины.

Итог

Причиной прихода в упадок Печорского тракта является возникновение альтернативных дорог, более выгодных и удобных с логистической точки зрения. Это объективный фактор, и ничего тут не поделаешь. Сегодня Печорский тракт это лишь маршрут для экстремальных внедорожников.

А что вы думаете про судьбу Печорского тракта?

Полезно? Интересно? Мы старались для Вас!

Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка!