В Приамурье можно примерно вдвое сократить расходы на создание маточного поголовья коров и почти вдвое увеличить производительность молока. Для этого нужно использовать технологии эмбриологии, а не закупать дорогостоящих австралийских буренок. Так считает группа амурских ученых, которые предлагают проводить «коровье ЭКО».
Специалисты хотят воплотить в жизнь уникальный для Дальнего Востока и Сибири проект - «ЭКО» для коров. И это не фантастика, а всего лишь несложные технологии, которые в Европе и Америке используются уже десятилетиями, а в России эта работа проводится только в центральной части страны. Нужно просто адаптировать методику для Приамурья.
- Государство дает огромные деньги на селекцию, на развитие поголовья с высокой продуктивностью. На них покупают готовый племенной скот со всеми его заболеваниями, неизбежной гибелью при транспортировке и последующими трудностями в акклиматизации, - рассуждает кандидат биологических наук, доцент кафедры, и.о. завкафедрой патологии, морфологии и физиологии Дальневосточного ГАУ Светлана Карамушкина. - Продуктивность в Амурской области - 6-7 тонн молока в год. На этом пока остановились. Этот показатель заложен в генетике, и его «перепрыгнуть» нельзя, сколько бы вы корову не кормили и сколько бы раз в день ее не доили. В европейских странах он составляет уже 11-14 тонн молока в год. Чтобы в Амурской области «перепрыгнуть» показатель в 7 тонн, нужно применять технологии эмбриологии.
Рецепт прост. Выбирают высокопродуктивную корову. В Приамурье есть особи, которые в наших условиях дают по 11 тонн молока в год. У такой коровы вызывается гиперовуляция, в результате чего образуется до 12-17 яйцеклеток. Корову осеменяют, и она дает 10-12 эмбрионов. Их вымывают и сразу же могут подсадить другим коровам (либо заморозить на будущее в криоконсеваторе). И они приносят 10-12 высокопродуктивных животных вместо 1-2, как это происходит при обычном воспроизводстве (если бы отелилась только сама высокопроизводительная корова). К «суррогатным матерям» особых требований нет. Это могут быть буренки с самой обычной производительностью, лишь бы здоровые.
- Для выращивания маточного поголовья высокой продуктивности при традиционном разведении затрачивается около 20-25 лет, а с использованием эмбриологии мы можем это сделать в течение 4-5 лет, - говорит кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры кормления, разведения, зоогигиены и производства продуктов животноводства ДальГАУ Вячеслав Гогулов.
Цена вопроса - несколько миллионов рублей. Нужна лаборатория - небольшое помещение. Часть манипуляций можно производить просто в условиях фермы. Чтобы полностью все оборудовать, нужно 2,5 миллиона. Основные задачи - подобрать и отобрать коров-доноров, быкопроизводящих матерей для получения отцовского поголовья, а также убедить хозяйства их продать. Сперму быков-производителей нужно получать, а не закупать - проект амурских ученых предусматривает и это направление. На территории ДФО производством и реализацией собственного семени не занимаются, оно закупается за пределами региона, в том числе и из-за рубежа. В Амурской области еще пока можно данное производство восстановить. А через 10-20 лет будет поздно, и регион полностью окажется «на игле» бычьей спермы из Европы и Америки. Конечная цель проекта - чтобы все было местное. Кстати, некоторые амурские хозяйства видят перспективу в эмбриологии, готовы были сотрудничать, но вмешался коронавирус.
- За три недели до поездки в хозяйства нам объявили, что мы теперь все на «дистанционке». Тем не менее, хозяйства видят в этом перспективу. Потому что они сами вынуждены закупать и семя, и маточное поголовье, - рассказал кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры кормления, разведения, зоогигиены и производства продуктов животноводства аграрного университета Александр Герасимович.
Кстати, в перспективе можно хранить эмбрионы не только коров, но и любых животных. Например, находящихся на грани вымирания.
В этом году многие узнали, что такое ПЦР. Но полимеразная цепная реакция используется не только для выявления коронавируса. Этот метод внедряется в Институте сои для создания новых сортов.
ПЦР позволяет ученым создавать новые сорта сои, отбирая не по внешним признакам, а по генетическим. Например, таким как устойчивость к болезням или вредителям. ПЦР-лабораторию открыли в текущем году. А на следующий в Институте планируется запустить генетическую паспортизацию сортов, созданных в институте.
Как рассказал директор Института сои Михаил Синеговский, каждый год учреждение создает по 1-2 новых сорта. 2020-й не стал исключением.
- Этот год был непростой по погодным условиям. И август нам испортил урожай, и уборка сдвинулась и затянулась. Но намеченные планы мы реализовали, - говорит Михаил Синеговский. - Основные наши задачи, если говорить про сою, это создание сортов и производство семян. Мы ежегодно передаем по 1-2 сорта в сортоиспытание - это заключительный этап, после которого сорта вносятся в реестр. Новые сорта показали неплохие результаты. И на следующий год мы подали заявки на новые сорта.
Кстати, в этом году на амурских полях возделывалось 16 сортов селекции института, или 62% всей сои. Доморощенные сорта конкурируют в основном с иностранными семенами. В первую очередь, с канадскими. В учреждении стараются делать упор на устойчивые, высокопротеиновые и ультраскороспелые сорта. То есть сокращать период вегетации растений. Скороспелость актуальна для северных районов - в контексте сои имеются в виду Шимановский, Мазановский, а также частично центральные районы.
Напомним, соя - одна из самых рентабельных сельхозкультур в мире. На нее существует огромный спрос со стороны пограничного с Амурской областью Китая.