Когда заходит разговор и том, чем поэтическая натура отличается от обычной, мне всегда приходит на ум классический детективный рассказ Гилберта Честертона, который называется «Зеркало Судьи». В нем главный протагонист многочисленных произведений этого автора, отец Браун объясняет поведение поэта Орма, заподозренного в убийстве, потому что он долго в одиночестве стоял на галерее в парке. Священник говорит, что поэт занимался там настоящей работой. И сетует, что фабриканта непременно спросят, как идут дела на фабрике, но никого из публики не интересует, как создаются стихи, ведь это все равно, что заниматься бездельем.
Отец Браун продолжает мысль очень точным рассуждением, что поэту, как и художнику, нужен особенный ракурс, ибо природа перед ним исполнена глубокого смысла, когда ее элементы выстраиваются в определённом порядке. Прошу прощения Уважаемого читателя, за это громоздкое вступление. Я просто хотел подкрепить свою мысль, что поэт видит иначе. Его взгляд постоянно в поисках гармонии мира, и когда цель обнаружена, в творческом мозгу автоматически происходит замыкание. От этой искры стихи рождаются сами собой.
К сожалению я, не поэт, и муза меня «ловко за язык не тянет», как писал Маяковский о Пушкине. Но человека с поэтическим взглядом жизнь мне преподнесла. С Сергеем Переверзевым я познакомился, когда в восьмидесятых пришел работать в горьковское ОКБ машиностроения, широко известную в ограниченных кругах ядерную фирму. Мой коллега окончил Горьковский университет, и трудился над системами автоматизированного проектирования для наших особых изделий. Как и положено поэту, он был несколько замкнутый и вел холостую жизнь. Однако играл и в футбол, и в домино вместе со всеми, так что его особенность я прочувствовал не сразу.
Только когда мы начали вместе ходить в популярные тогда короткие водные походы, я услышал его стихи и песни под гитару. На фотографии Сережа в центре на борту нашего байдарочного парусного катамарана в путешествии по реке Клязьме. Вот там, на природе он смотрел на мир проникающим взором, сочинял и иногда делился созданным.
Надо признать, что более поэтически одаренной личности мне не встречалось. Это при том, что студенческие круги Политеха изобиловали сочинителями. Я был в товарищах с Алексеем Хрыновым (Полковником), и через него чуть-чуть знал его хорошего приятеля Чигракова (Чижа). Хотя их песни обрели всенародную известность, но все же они были талантливыми ремесленниками. Я не хочу ни в коем случае принизить их талант, но стихи у них шли от чувств, а не от зрения. Душа же Переверзева пела в унисон с квантовыми струнами вселенной.
Я не смогу это продемонстрировать в полной мере, потому что записей, увы не сохранилось. Это, как если бы о творчестве Высоцкого судить по его ранним хулиганским песням. Так и от Серегиных стихов в памяти остались только то веселое, что он пел у костра в походах. И все же послушайте:
Зачем мы живем? Не для мяса же,
Зажаренного на сковородке,
Покушать мы не откажемся,
Но что-то свербит в середке.
Зачем мы живем? Вряд ли баксами,
Мы будем по горло сыты.
Мы раньше не были плаксами,
Хотя и бывали биты.
Зачем мы живем беспочвенно?
Зачем себя зря беречь?
Гипотеза есть рабочая,
Мы просто живем для встреч!
Или вот начало стихотворения о его несостоявшейся любимой:
То ли бережная, как танк;
То ли вежливая как панк;
То ли ласковая, как лев;
То ли кассовая, как блеф!
Что-то выходит из-за угла,
Сирин и Один,
Куча мала!
Ладно запас есть
в триста веков,
Вот почему я таков.
Дальше я не запомнил, но почувствуйте энергию в этих строках.
Я начал с детектива, и им же закончу. В середине окаянных девяностых Сергей отправился на песенный Грушинский фестиваль. Он взял с собой гитару, запер двери, и поезд унес его в бесконечность, потому что больше никто его не видел. Уголовное расследование ник к чему не привело. Человек пропал бесследно.
Почти одновременно с ним пропал другой наш коллега, инженер Щ. Мы даже подумывали, нет ли тут связи. Но тайна гибели последнего раскрылась через несколько лет. Его убили члены местной ОПГ, которым всего лишь нужен был его гараж для организации засады. Просто человек оказался не в том месте, и не в то время. А Сережа пропал совсем в расцвете таланта, и его уголовное дело осталось висящим. Но все же некоторые песни живы до сих пор, и я их представляю Вам, Уважаемый читатель.
И смерти уж нет
И смерти уж нет, и страх после драк,
Забился в углу и умолк.
И свинства прошли, и вылечен рак,
И друг не кусает, как волк.
А дел-то всего, что 150 грамм,
Принял человек натощак!
И вышел попеть, прохожим на срам,
Пиная невинных собак.
Не порть ты семье, своей Рождество,
Кричала с балкона жена.
Собрались вокруг уже рожей сто,
Какого-ж поешь ты рожна!
Больной человек, - вступили пять дам,
Ему бы вколоть инсулин.
У всех Новый Год, а он пьет «Агдам»,
И пьет-то заметьте один.
И смерти уж нет, и страх после драк,
Забился в углу и умолк.
И свинства прошли, и вылечен рак,
И друг не кусает, как волк.
________________________________________________________________________
Снег
Падает легкий снег, знаю, зачем он выпал.
Выпал он для того, чтоб было легче жить.
Если ты в доску пьян, или немного выпил,
Рот пошире открой, можешь им закусить.
И я, в доску пьяный, ловлю снег губами.
Меня забирает, волшебный фургон.
Там два синих принца дадут мне гостинцев,
За то, что я снега съел больше двух тонн.
Падает снег в лицо, иглы острей, чем губы.
Если я чую снег, значит еще я жив.
Осенью в слякоть, грусть, летом в жару – грубость.
Снег вызывает смех, хохота дикий взрыв.
В космическом замке, не дома у мамки,
В глазах звездный иней, с боков фраера,
В отличных рубашках, и в синих фуражках,
Пытают, что съел, кроме снега с утра.
Мадера
Ну, что такое, господа!? Из-за чего в глазах искрит,
Неужто нам кирпич на голову упал?
Да не расстраивайся, брат! Внутри у нас огонь горит,
Я даже знаю, как он к нам туда попал.
Мы отдыхаем, пошлем врагам оральный секс,
Мы отдыхаем, уже давно пора релекс,
От изменений изжога мучает с утра,
Выходит так, что нам расслабиться пора!
Ни перед кем, нигде, ни в чем, ты, человек, не виноват!
Твою вину придумал хитрый господин.
Он захотел переманить нас в электронный целибат,
Да? Что такое, хорошо, дайте один!
Ну все, и пива! А вас, мадам, прошу на вальс.
Ну все, и пива! Я очень, где-то видел вас.
Ну все, и пива! У вас знакомое лицо,
Со мной пройдемте для знакомства на крыльцо!
Пора упасть, пора лежать, пора, по дозе, умирать,
И получать еще за наглость по ушам.
Но это все-же веселей, чем от вины одуревать,
И гнать друзей, к тебе пришедших, по душам!
Мы отдыхаем с каждой секундой, не спеша,
Мы отдыхаем, когда свободная душа!
Мы превращаем, дурное время в капитал
Когда мадерой наполняется бокал!
Садизм минус
Маленький мальчик в квартиру пришел,
К дедушке тихо малыш подошел
Тихо подкрался и тихо сказал –
Кто эту пакость про нас написал?
Кто написал, что, найдя пулемет,
Я перебил всю деревню и скот,
Вешал на проволоке алкашей,
Бритву жевал и лишился ушей?!
Пальцы в розетку бездумно совал,
В бочку с бензином случайно упал?
И папу в пах сапогом я не бил.
Это какой-то больной сочинил!
Слушай – мой милый старик произнес-
И про меня есть брехни целый воз:
Что я в детей из обреза стрелял,
И про гранату советы давал!
Маленький мальчик купил домино.
Дедушка! – крикнул в пустое окно.
Дедушка вышел и стали играть,
Мальчик был добр и учился на пять.