Говорить о плохом или хорошем бывает очень легко, а вот о непонятном… Например, о мифах античной Греции. Кто хоть раз не грезил о эпичных приключениях того же Геракла, не представлял себе бой богов-олимпийцев с ужасными титанами?
Лично меня всегда будоражила история Тесея, сына царя Эгея (который своей трагичной кончиной, по легенде, дал имя морю): хитроумные загадки лабиринта и критского царя, сражение с ужасным минотавром и сложная любовная линия с царевной Ариадной – вот это легенда так легенда! Собственно греческие мифы являются постоянным гостем киноиндустрии: одного Геракла сколько мусолят! Никто не спорит, что фильм, основанный на знакомом всем материале, может получиться достаточно успешным. Взять хотя бы «Битву титанов» (2010) от режиссёра Луи Летерье: пусть это «перезапуск» известной своей аниматроникой ленты, но зато какой! Чувствуется античный размах: тут и чудовища, и боги, и милые (для Зевса) мордашки местных принцесс.
На волне хайпа «Титанов» выходит громкий блокбастер с эпичнейшим названием «Войны богов: Бессмертные». Я, не будь дураком, решив, что меня ждёт отличное приключение, достойное самого Зевса, кинулся смотреть киноновинку.
Говорят, что Генри Кавилл налег на тренажеры ради главной роли в этом фильме. Очень жаль, что столько сил были потрачены напрасно – фильм хоть и принес создателям чистую прибыль в 40 миллионов баксов, получил негативные оценки у критиков, давших ему всего от 37 до 49% положительных отзывов из 100 возможных. В этот раз Генри пришлось играть юного Тесея. Если хорошенько покопаться в мифологии, то можно понять, что жизнь у афинского царевича, по-моему, покруче любого блокбастера.
И вот тут мы подходим к «камню преткновения» нашей беседы. После просмотра фильма можно задать только один вопрос: Что это, чёрт побери, было? Лента выполнена в красно-жёлтых, тёмных тонах «300 спартанцев», эпичный закос под «Битву титанов», идея так и вовсе походит на какое-то мрачное фэнтези, и всё это, не забываем, под жирнейшим соусом из частей греческой мифологии.
Царь Гиперион хочет уничтожить богов (весь греческий пантеон), выпустив их заклятых врагов, Титанов, на свободу. Для этой цели ему нужно найти Эпирский лук, сделанный Аресом и утерянный много лет назад. Олимпийцы по какой-то причине бессильны противостоять царю. Мир должен спасти герой по имени Тесей... И тут начинается самое печальное. Действия Тесея – это воля случая. Почти все важные события в фильме подчинены случайности: находка – Эпирского Лука, похищение Эпирского Лука и т.д. Персонажи мало влияют на события, они просто подхвачены течением времени, медленно плывут по нему, почти всегда бездействуя и ничего не планируя. Только Гиперион где-то за кадром, а иногда и в кадре что-то планирует и действительно делает. Настолько плохо реализовать сюжет может не каждый режиссер. Все скомкано, попытки героев хоть что-то сделать кажутся смешными и нелепыми. В финале злобный царь таки освобождает титанов, которые благополучно крошат не таких уж крутых олимпийцев. Ситуацию еле-еле выруливает только Тесей, но тоже не без труда.
Почти шекспировский финал: все умерли. Зритель остаётся в недоумении: а кто «бессмертные»? Из богов запросто делают греческий салат, титаны тоже вполне спокойно принимают кончину от стрел магического лука, про царя и остальных «смертных» и говорить нечего.
С персонажами такая же «печалька», как и с элементарной логикой. Единственное, что можно поставить фильму в заслугу – это образ Гипериона. Микки Рурк заполняет собой всё пространство, как только появляется на экране. Сцены с его участием настолько ощутимы физически, что при просмотре можно невольно поёрзать на стуле, наблюдая за медленными, вдумчивыми, но жестокими действиями главного злодея. Собственно именно жестокость Гипериона – это то единственное, что задаёт тон всему фильму: минотавр, пытки, общая цветовая гамма фильма – буквально всё в данной ленте – это общий фон для данного персонажа. Тесей здесь просто воду разбавляет.
Кстати, о цвете! Воистину неясным пластом ленты является дизайн. Жилище великих Богов выглядит… уныло. И это ещё похвальная оценка. Наверное, режиссёр и сам понял, что они лажанули с домом Богов, и поэтому нам показывают его всего 2-3 раза и то мельком. Но, пожалуй, хуже Олимпа выглядят сами Боги. Не знаю, как вам, но мне бессмертные боги представляются в виде статных мужчин с непременной бородой, которые спокойно взирают на землю с высоты своего обиталища. Как же нам представляет Богов режиссёр Тарсем Синх? А вот как: парочка полуголых 20-летних накачанных парней и блондинка с покерфейсом на весь фильм. Причём Богов различить реально трудно, Посейдона я признал только из-за трезубца. И что за глупые головные уборы они носят? Гефеста я вообще поначалу принял за Аполлона – подумал, что он носит на голове нечто вроде солнца с лучами. Не Боги, а модели, сбежавшие с показа новомодного стилиста.
Неплохо выглядят спецэффекты, как говорится, «на уровне»: красиво смотрится стрельба из эпирского лука, да и слоу-мо во время битв к месту, но, увы, этого мало для добротного фильма. Можно даже простить «мифические» косяки: всё-таки фильм не претендует на историческую достоверность.
Прошло уже несколько лет с того момента, как я в первый (и последний) раз посмотрел «Войну богов». Это один из тех фильмов, которые стремительно выходят и так же «летят» в утиль истории.
Владислав БУРУХИН
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!