Жанр боевика в голливудском кинематографе, кажется, окончательно маргинализировался. Для всех, кто соскучился по качественному экшену, «Афиша» решила собрать подборку отличных и не самых очевидных картин из золотой эпохи боевиков.
Пассажир 57 (1992)
Боевик про захват гражданского борта террористами
Популярный в 90-е на видеокассетах боевик, первая большая экшен-роль Уэсли Снайпса. Тут он играет сотрудника безопасности авиакомпании Джона Каттера, который вступает в схватку с британским террористом Чарлзом Рейном (Брюс Пейн), когда тот убивает экстрадировавших его обычным рейсом конвоиров и вместе с замаскированными сообщниками захватывает самолет.
Как это смотрелось тогда: как откровенное «мясо». Снайпс безжалостно разделывался с террористами как в воздухе, так и на земле, демонстрируя в тогда еще не шибко инклюзивном коммерческом кинематографе, что по-настоящему крутой герой может быть не только белым, но и черным.
Как это смотрится сейчас: поражает то, насколько это диетическое зрелище (все-таки человеческой памяти свойственно приукрашать некоторые детали). Количество убитых здесь (в отличие от, скажем, «Рэмбо» или «Робокопа») не превышает критической отметки — при этом сама картина по-прежнему производит приятное впечатление: она все еще способна держать в напряжении, хотя до величия «Скорости» ей, конечно, далеко. Что до режиссера Кевина Хукса, то потом он еще снял «Черного пса» с Патриком Суэйзи, но по большей части так и остался сериальным постановщиком (впрочем, почти все сериалы, над которыми он работал, были топовыми).
Трудная мишень (1993)
Американский дебют Джона Ву: боевик про охоту на живых людей
Девушка по имени Наташа (Янси Батлер) и бывший морпех Ченс (Жан-Клод Ван Дамм) ввязались в неравную схватку с преступной группировкой, сделавшей бизнес на охоте на людей, где в качестве дичи используются несчастные бездомные.
Как это смотрелось тогда: самый стильный и зрелищный боевик с Ван Даммом, который хотелось включить снова сразу же после просмотра, благо что кассета всегда была под рукой.
Как это смотрится сейчас: Джон Ву, даже несмотря на давление со стороны студии Universal, нанявшей для подстраховки Сэма Рейми, и прессинг от схватившего звездную болезнь Ван Дамма, перемонтировавшего картину по своему усмотрению, сумел-таки снять едва ли не ярчайший боевик 90-х. По сути, «Трудная мишень» представляет собой сборник его лучших наработок гонконгского периода, режиссеру удалось не только снабдить бельгийца новым оригинальным имиджем, но и органично вписать его балетные па в свой фирменный экшен. Неповторимая атмосфера еще не тронутого ураганом Нового Орлеана и самая колоритная и харизматичная пара антагонистов (Лэнс Хенриксен и Арнольд Вослу) прилагаются.
Скалолаз (1993)
Американская «Вертикаль» с взрывами и вертолетами
В начале 90-х Сильвестр Сталлоне был на пике и выдавал по видеокассетному хиту (а то и парочке) в год. Так, между «Стой! А то моя мама будет стрелять» и «Разрушителем» вышел дорогой и пафосный боевик, где Слаю пришлось примерить на себя очередную суровую мужскую профессию. Сначала, правда, он должен был бороться с террористами у моря во время урагана, но из-за дороговизны спецэффектов решено было сменить локацию на непролазные горы (а «Ограбление в ураган» вышло только четверть века спустя). За съемки после долгих уговоров взялся неплохой жанровый режиссер Ренни Харлин («Крепкий орешек-2», «Долгий поцелуй на ночь», «Остров головорезов»), сделавший не великое, но добротное кино, получившее три технические номинации на «Оскар» и четыре — на «Золотую малину» (при этом у Слая не было ни одной, что можно считать почти признанием).
Как это смотрелось тогда: глаз зрителя середины 90-х замылился от однообразных боевиковых локаций: горящие здания, цеха заводов, грязные подворотни и прочие джунгли. На этом фоне суровые северные просторы и отвесные склоны отдавали одновременно экзотикой и в то же время чем-то родным для отечественной публики. Ну а Слай смотрелся запредельно круто в любой стихии.
Как это смотрится сейчас: природа завораживает все так же, хотя сегодня режиссеры выбираются на американский Север поохотнее («Ветреная река», «Придержи тьму»), а вот сценарий выглядит архаичным и надуманным. После того как фокус-группы посмеялись над дорогущей сценой, где Слай в один прыжок преодолевает сорокаметровую пропасть, ее вырезали из фильма. Сегодня так же смотрится больше половины всей картины. Постоянное нагнетание драматизма к середине начинает выматывать и финал невольно воспринимаешь как заветную вершину, где можно наконец расслабиться после полуторачасового восхождения.
Водный мир (1995)
Кевин Костнер в воде не тонет
В начале 90-х Кевин Костнер был на пике популярности. Поэтому когда он загорелся идеей снять масштабный и дорогой постапокалиптический экшен с собой в главной роли, то сразу получил карт-бланш от студии. Так после долгих мучений на свет появился «Водный мир» Кевина Рейнолдса, который до этого сделал «Робин Гуда» с Костнером, а затем и «Почтальон», которого Костнер уже поставил сам.
По общему мнению, из-за этих фильмов блестящая карьера артиста пошла под откос. Западные критики разгромили «Водный мир» за вторичность и предсказуемость (концептуально картина выглядела как «Безумный Макс», переживший потоп), а невероятно раздутый бюджет ($170 000 000 оставались рекордом еще два года, пока их не переплюнул «Титаник») не смогли окупить даже сносные сборы, по которым, кстати, ударил предпремьерный слив почти готовой картины VHS-пиратами (кому, как не им, топить таких «морских гигантов»?). Впрочем, все эти перипетии совсем не умаляют художественных достоинств самой картины. Это красиво снятое и с размахом поставленное приключенческое кино в уникальном и запоминающемся сеттинге об очередном человеке без имени, человеке-амфибии, который на руинах старого мира все же находит за что не жалко отдать жизнь — и даже драгоценный помидорный кустик.
Как это смотрелось тогда: у нас, как это часто бывало, о громком провале и слыхом не слыхивали. «Водный мир» часто крутили по ТВ, да и видеокассеты с ним разлетались как горячие пирожки. Старшее поколение находило в нем отголоски как киношной классики, так и, собственно, нелегкой жизни (разруха и садоводство были важными приметами 90-х), а среди молодежи интерес к нему подогревался за счет спроса на любой постапокалипсис (в том числе благодаря видеоигровой серии Fallout).
Как это смотрится сейчас: спустя четверть века раздутый бюджет идет фильму только на пользу: натурные водные съемки и масштабные ржавые декорации по-прежнему выглядит завораживающе, особенно на фоне современного засилья CGI. Эталонная приключенческая история тоже сбита очень крепко и дает течь разве что ближе к религиозно-идиллическому финалу. В условиях сегодняшней экоистерии эта «страшилка про глобальное потепление» смотрится даже актуальнее, чем в 1995-м. Ну и будем объективны: за четверть века в жанре постапокалиптики не появилось шедевров, кроме разве «Дороги ярости», способных заменить на поле старых игроков.
Приказано уничтожить (1996)
Боевик про захваченный террористами самолет
Террористы захватывают американский пассажирский самолет и выдвигают требование: немедленно освободить лидера бандитов Эль-Саида Яффу и разрешить им посадку в Вашингтоне. Но Пентагону становится известно, что на борту захваченного боинга находится нервно-паралитический газ Т3-5 в количестве, способном вывести из строя большую часть населения Североамериканского материка. Чтобы обезвредить террористов, на борт проникает взвод спецназа подполковника Остина Трэвиса (Стивен Сигал), инженер Деннис Кэхилл (Оливер Платт) и консультант американской разведки Дэвид Грант (Курт Расселл), про которого все думают, что он рохля, но это далеко не так.
Как это смотрелось тогда: в свое время фильм запомнился исключительно запотевшими от напряжения очками Курта Расселла (которому, несмотря на брутальную внешность, было не привыкать играть интеллектуалов и белых воротничков, см. также «Незаконное вторжение» и «Аварию»), инфернальным, без бельгийских усиков Дэвидом «Эркюлем Пуаро» Суше в роли главного злодея, и тем, что (небольшой спойлер) Стивен Сигал погибал на 40-й минуте! (Как выяснилось позже, этот классный сюжетный трюк был продиктован горькими жизненными обстоятельствами: Сигал изменял и бил Келли ЛеБрок, Расселл отказывался с ним сниматься, сценарий переделывали, в итоге Сигал заистерил, потому что его фактически заставили сниматься, отсюда у него в фильме такое ненаигранно недовольное лицо).
Как это смотрится сейчас: оказалось, что «Приказано уничтожить» даже лучше, чем запомнился. Натурные съемки и техника (в фильме при непосредственной поддержке Пентагона появилось настоящее звено истребителей под названием «Веселые Роджеры» и лайнер, когда-то действительно захваченный террористами), изобретательный сценарий (братья Джим и Джон Томасы, авторы «Хищника», знали, как придумывать небанальные жанровые конструкции) и нешуточный саспенс задают тон этому совершенно фантастическому боевику, хотя в свое время и ему досталось от идеологически заряженной критики. Также обращают на себя внимания детали: каждый заявленный сюжетный элемент сработает, а то, как герой Курта Расселла своими мозгами завоевывает уважение спецназовцев, отдельное представление, которое не нуждается в комментариях. Оглядываясь назад, стоит признать: у нас была великая эпоха!