Найти в Дзене
Афиша

5 классных боевиков 90-х — золотой эпохи жанра

Оглавление

Жанр боевика в голливудском кинематографе, кажется, окончательно маргинализировался. Для всех, кто соскучился по качественному экшену, «Афиша» решила собрать подборку отличных и не самых очевидных картин из золотой эпохи боевиков.

Пассажир 57 (1992)

Warner Bros.
Warner Bros.

Боевик про захват гражданского борта террористами

Популярный в 90-е на видеокассетах боевик, первая большая экшен-роль Уэсли Снайпса. Тут он играет сотрудника безопасности авиакомпании Джона Каттера, который вступает в схватку с британским террористом Чарлзом Рейном (Брюс Пейн), когда тот убивает экстрадировавших его обычным рейсом конвоиров и вместе с замаскированными сообщниками захватывает самолет.

Как это смотрелось тогда: как откровенное «мясо». Снайпс безжалостно разделывался с террористами как в воздухе, так и на земле, демонстрируя в тогда еще не шибко инклюзивном коммерческом кинематографе, что по-настоящему крутой герой может быть не только белым, но и черным.

Как это смотрится сейчас: поражает то, насколько это диетическое зрелище (все-таки человеческой памяти свойственно приукрашать некоторые детали). Количество убитых здесь (в отличие от, скажем, «Рэмбо» или «Робокопа») не превышает критической отметки — при этом сама картина по-прежнему производит приятное впечатление: она все еще способна держать в напряжении, хотя до величия «Скорости» ей, конечно, далеко. Что до режиссера Кевина Хукса, то потом он еще снял «Черного пса» с Патриком Суэйзи, но по большей части так и остался сериальным постановщиком (впрочем, почти все сериалы, над которыми он работал, были топовыми).

Трудная мишень (1993)

Universal Pictures
Universal Pictures

Американский дебют Джона Ву: боевик про охоту на живых людей

Девушка по имени Наташа (Янси Батлер) и бывший морпех Ченс (Жан-Клод Ван Дамм) ввязались в неравную схватку с преступной группировкой, сделавшей бизнес на охоте на людей, где в качестве дичи используются несчастные бездомные.

Как это смотрелось тогда: самый стильный и зрелищный боевик с Ван Даммом, который хотелось включить снова сразу же после просмотра, благо что кассета всегда была под рукой.

Как это смотрится сейчас: Джон Ву, даже несмотря на давление со стороны студии Universal, нанявшей для подстраховки Сэма Рейми, и прессинг от схватившего звездную болезнь Ван Дамма, перемонтировавшего картину по своему усмотрению, сумел-таки снять едва ли не ярчайший боевик 90-х. По сути, «Трудная мишень» представляет собой сборник его лучших наработок гонконгского периода, режиссеру удалось не только снабдить бельгийца новым оригинальным имиджем, но и органично вписать его балетные па в свой фирменный экшен. Неповторимая атмосфера еще не тронутого ураганом Нового Орлеана и самая колоритная и харизматичная пара антагонистов (Лэнс Хенриксен и Арнольд Вослу) прилагаются.

Скалолаз (1993)

TriStar Pictures
TriStar Pictures

Американская «Вертикаль» с взрывами и вертолетами

В начале 90-х Сильвестр Сталлоне был на пике и выдавал по видеокассетному хиту (а то и парочке) в год. Так, между «Стой! А то моя мама будет стрелять» и «Разрушителем» вышел дорогой и пафосный боевик, где Слаю пришлось примерить на себя очередную суровую мужскую профессию. Сначала, правда, он должен был бороться с террористами у моря во время урагана, но из-за дороговизны спецэффектов решено было сменить локацию на непролазные горы (а «Ограбление в ураган» вышло только четверть века спустя). За съемки после долгих уговоров взялся неплохой жанровый режиссер Ренни Харлин («Крепкий орешек-2», «Долгий поцелуй на ночь», «Остров головорезов»), сделавший не великое, но добротное кино, получившее три технические номинации на «Оскар» и четыре — на «Золотую малину» (при этом у Слая не было ни одной, что можно считать почти признанием).

Как это смотрелось тогда: глаз зрителя середины 90-х замылился от однообразных боевиковых локаций: горящие здания, цеха заводов, грязные подворотни и прочие джунгли. На этом фоне суровые северные просторы и отвесные склоны отдавали одновременно экзотикой и в то же время чем-то родным для отечественной публики. Ну а Слай смотрелся запредельно круто в любой стихии.

Как это смотрится сейчас: природа завораживает все так же, хотя сегодня режиссеры выбираются на американский Север поохотнее («Ветреная река», «Придержи тьму»), а вот сценарий выглядит архаичным и надуманным. После того как фокус-группы посмеялись над дорогущей сценой, где Слай в один прыжок преодолевает сорокаметровую пропасть, ее вырезали из фильма. Сегодня так же смотрится больше половины всей картины. Постоянное нагнетание драматизма к середине начинает выматывать и финал невольно воспринимаешь как заветную вершину, где можно наконец расслабиться после полуторачасового восхождения.

Водный мир (1995)

Universal Pictures
Universal Pictures

Кевин Костнер в воде не тонет

В начале 90-х Кевин Костнер был на пике популярности. Поэтому когда он загорелся идеей снять масштабный и дорогой постапокалиптический экшен с собой в главной роли, то сразу получил карт-бланш от студии. Так после долгих мучений на свет появился «Водный мир» Кевина Рейнолдса, который до этого сделал «Робин Гуда» с Костнером, а затем и «Почтальон», которого Костнер уже поставил сам.

По общему мнению, из-за этих фильмов блестящая карьера артиста пошла под откос. Западные критики разгромили «Водный мир» за вторичность и предсказуемость (концептуально картина выглядела как «Безумный Макс», переживший потоп), а невероятно раздутый бюджет ($170 000 000 оставались рекордом еще два года, пока их не переплюнул «Титаник») не смогли окупить даже сносные сборы, по которым, кстати, ударил предпремьерный слив почти готовой картины VHS-пиратами (кому, как не им, топить таких «морских гигантов»?). Впрочем, все эти перипетии совсем не умаляют художественных достоинств самой картины. Это красиво снятое и с размахом поставленное приключенческое кино в уникальном и запоминающемся сеттинге об очередном человеке без имени, человеке-амфибии, который на руинах старого мира все же находит за что не жалко отдать жизнь — и даже драгоценный помидорный кустик.

Как это смотрелось тогда: у нас, как это часто бывало, о громком провале и слыхом не слыхивали. «Водный мир» часто крутили по ТВ, да и видеокассеты с ним разлетались как горячие пирожки. Старшее поколение находило в нем отголоски как киношной классики, так и, собственно, нелегкой жизни (разруха и садоводство были важными приметами 90-х), а среди молодежи интерес к нему подогревался за счет спроса на любой постапокалипсис (в том числе благодаря видеоигровой серии Fallout).

Как это смотрится сейчас: спустя четверть века раздутый бюджет идет фильму только на пользу: натурные водные съемки и масштабные ржавые декорации по-прежнему выглядит завораживающе, особенно на фоне современного засилья CGI. Эталонная приключенческая история тоже сбита очень крепко и дает течь разве что ближе к религиозно-идиллическому финалу. В условиях сегодняшней экоистерии эта «страшилка про глобальное потепление» смотрится даже актуальнее, чем в 1995-м. Ну и будем объективны: за четверть века в жанре постапокалиптики не появилось шедевров, кроме разве «Дороги ярости», способных заменить на поле старых игроков.

Приказано уничтожить (1996)

Warner Bros.
Warner Bros.

Боевик про захваченный террористами самолет

Террористы захватывают американский пассажирский самолет и выдвигают требование: немедленно освободить лидера бандитов Эль-Саида Яффу и разрешить им посадку в Вашингтоне. Но Пентагону становится известно, что на борту захваченного боинга находится нервно-паралитический газ Т3-5 в количестве, способном вывести из строя большую часть населения Североамериканского материка. Чтобы обезвредить террористов, на борт проникает взвод спецназа подполковника Остина Трэвиса (Стивен Сигал), инженер Деннис Кэхилл (Оливер Платт) и консультант американской разведки Дэвид Грант (Курт Расселл), про которого все думают, что он рохля, но это далеко не так.

Как это смотрелось тогда: в свое время фильм запомнился исключительно запотевшими от напряжения очками Курта Расселла (которому, несмотря на брутальную внешность, было не привыкать играть интеллектуалов и белых воротничков, см. также «Незаконное вторжение» и «Аварию»), инфернальным, без бельгийских усиков Дэвидом «Эркюлем Пуаро» Суше в роли главного злодея, и тем, что (небольшой спойлер) Стивен Сигал погибал на 40-й минуте! (Как выяснилось позже, этот классный сюжетный трюк был продиктован горькими жизненными обстоятельствами: Сигал изменял и бил Келли ЛеБрок, Расселл отказывался с ним сниматься, сценарий переделывали, в итоге Сигал заистерил, потому что его фактически заставили сниматься, отсюда у него в фильме такое ненаигранно недовольное лицо).

Как это смотрится сейчас: оказалось, что «Приказано уничтожить» даже лучше, чем запомнился. Натурные съемки и техника (в фильме при непосредственной поддержке Пентагона появилось настоящее звено истребителей под названием «Веселые Роджеры» и лайнер, когда-то действительно захваченный террористами), изобретательный сценарий (братья Джим и Джон Томасы, авторы «Хищника», знали, как придумывать небанальные жанровые конструкции) и нешуточный саспенс задают тон этому совершенно фантастическому боевику, хотя в свое время и ему досталось от идеологически заряженной критики. Также обращают на себя внимания детали: каждый заявленный сюжетный элемент сработает, а то, как герой Курта Расселла своими мозгами завоевывает уважение спецназовцев, отдельное представление, которое не нуждается в комментариях. Оглядываясь назад, стоит признать: у нас была великая эпоха!