Казалось бы, все наши законы составлены так, чтобы супруги при разводе делили имущество поровну. Но, помимо закона, есть десятки способов, чтобы один из них не получил ничего, ну или почти ничего, а другой – все. Сейчас мы расскажем, как один из таких способов был применен к женщине, состоявшей в браке – да так, что она не заметила подвоха. Ну а хорошо это или плохо, морально или безнравственно, судить вам.
Чемодан, вокзал, Москва
Историю Алены и Кирилла мне рассказала подруга Марина. Она коллега Алены, и у девушек сложились доверительные отношения. Молодая семейная пара раньше жила в Самаре, где успела обзавестись собственной двухкомнатной квартирой. Большую часть средств в покупку недвижимости вложила Алена, так как у нее была выше зарплата. У молодых людей все складывалось хорошо – до переезда в Москву.
Отцу Кирилла, чиновнику средней руки, предложили высокую должность в столице в одном из министерств. Он согласился и пообещал, что как только устроится, перевезет в Москву и семью сына. И такая возможность появилась.
Молодые выставили на продажу свою самарскую квартиру и планировали вложить деньги в покупку недвижимости в столице. Но родители Кирилла их опередили – встретили в Москве уже с ключами от новой трехкомнатной квартиры.
Оставалось только купить в нее мебель и нужную бытовую технику. Родственники предложили сделать все эти покупки на деньги, полученные от продажи самарской квартиры, и молодые согласились.
Собирай свои манатки!
Через два месяца после переезда в Москву Алена вышла на работу. Кирилл же не спешил трудоустраиваться в столице, так как отец пообещал ему найти местечко «потеплее». И действительно, скоро молодому человеку предложили должность в международной компании со стажировкой в США.
Алена очень обрадовалась за мужа и с удовольствием рассказывала коллегам о том, какие у Кирилла появились перспективы. О чем она умалчивала, так это о том, что после переезда в Москву они стали больше ссориться, а отношения в семье были уже не такими теплыми, как раньше.
После возвращения со стажировки Кирилла повысили по службе. Но чем успешнее становился Кирилл, тем хуже у него были отношения с Аленой. Мужчина приходил домой поздно, часто был раздражительным и категоричным. Когда Алена пробовала с ним поговорить по душам, он кричал на нее, и дошло до того, что однажды молодой муж сказал, что он устал от придирок супруги и подает на развод.
Алена не ожидала такого поворота, поэтому позвонила родителям Кирилла и рассказала о происшедшем, надеясь на поддержку. Но свекровь довольно холодно ответила Алене, что сын уже обо всем рассказал родителям, и они на семейном совете решили, что семье нужно на время разъехаться и пожить отдельно.
Растерявшись, девушка спросила, когда Кирилл переезжает? На что свекровь ответила, что в съемную квартиру переедет Алена, а Кирилл останется дома. Более того, квартира уже снята в соседнем доме, и Алена может собирать свои вещи.
Подачка с барского плеча
Молодые люди прожили несколько месяцев порознь, но отношения так и не наладились, и супруги развелись. Тогда же и возник квартирный вопрос: Алена считала, что общее имущество подлежит разделу. На что Кирилл ответил, что квартиру ему подарили родители и что Алене не на что рассчитывать. Когда же Алена начала доказывать, что для переезда в Москву была продана их общая квартира, а все деньги пошли на обустройство жилища, бывший муж ответил, что он не против того, чтобы Алена забрала купленные вещи себе.
Ошарашенная новостью, молодая женщина отправилась на прием к юристу. Выслушав историю, он подтвердил, что если квартира получена в дар, то она не подлежит разделу при разводе. Оспаривать можно только раздел имущества, приобретенного в браке, а также денежные сбережения, находящиеся на счетах супругов. Закон также не регламентирует расходование денег от продажи их общей квартиры, и супруги могли их потратить на любые нужды.
После развода Кирилла все-таки предложил Алене отступные: 500 тысяч рублей компенсации, что, конечно, было меньше половины суммы, вырученной от продажи самарской квартиры. Но женщина согласилась, так как понимала, что доказать расходы будет сложно, к тому же ей некуда перевозить полученную при разделе имущества мебель. А спустя пару месяцев Кирилл снял Алену с регистрационного учета на своей жилплощади, как бывшего члена семьи.
Так получилось или ее подставили?
Алена очень тяжело переживала развод и даже думала о возвращении в свой город. Но постепенно пришла в себя и сейчас уже видит для себя перспективу в столице. Она переехала в съемную квартиру ближе к работе, обзавелась новыми друзьями и надеется, что в будущем не повторит ошибок.
Если посмотреть на эту историю со стороны, то Алена в ней явно пострадавшая. Она доверилась близким, а те поступили с ней нечестно. С другой стороны, она сама не настояла на том, чтобы деньги от проданной квартиры пошли на покупку новой. Это гарантировало бы ей долю в совместной собственности.
Действия Кирилла не противоречат закону: квартира, полученная в дар, не делится при разводе. Выписать бывшего члена семьи из квартиры он тоже мог – все по закону.
Родители Кирилла, подарившие квартиру сыну в Москве, тоже ничего не нарушили. Но можно предположить, что это была заранее продуманная тактика. Они решили подстраховаться на счет гипотетически возможного развода сына и не ошиблись в своих расчетах. Став «новыми» москвичами, они очень щепетильно подошли к квартирному вопросу.
Развелся, да недоразвелся. Отобрали квартиру, потому что муж не отнес бумажку в ЗАГС
Покупая квартиру, думай о разводе! Две истории о дележе недвижимости бывшими супругами
Недостойные наследники — кто они? Рассказывают юристы с примерами из жизни
Все бабы меркантильные стервы? Субботние истории о женщинах и недвижимости
Подписывайтесь на канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости