Найти тему
Мудрый Kka

Спортивные и гоночные автомобили Косенкова В.Н. (КВН)

На рубеже 1950х-1960х годов не последнюю роль на треках страны играли конструкции самодеятельных конструкторов. Впрочем, подавляющее большинство таких автомобилей собственной конструкции (АСК), оставались в единичных экземплярах, и были построены буквально "на коленке", хотя, порой, и превосходили образца профессиональных конструкторов. Те же болиды, что собирались в автоклубах, таксомоторных парках или авторемонтных цехах, обычно носили имена, привязанные к географическому положению или же просто - "предельно политкорректные". Не говоря о том, что серией, даже самой малокалиберной, производились они редко.

Но всегда есть исключения и правил, например - ленинградский механик Вячеслав Николаевич Косенков, автомобили конструкции которого не только производились малой серией, но и носили имя создателя - КВН.

Спортивные автомобили Косенкова В.Н. (КВН-2500С, -3500С, -1300С)

Первым автомобилем, созданным В.Н. Косенковым, стал КВН-2500С, построенный в 1957 году в мастерской таксомоторного парка N 1 Ленинграда. Одновременно он был одним из самых известных спортивных автомобилей начала 1960х годов.

КВН-2500С базировался на лонжеронной раме из труб 89X4 мм. Ha каркасе из тонких стальных труб крепился двухместный алюминиевый кузов, в задней части которого находился 90-литровый бензобак. К раме присоединялись серийные передняя пружинная независимая подвеска колес ГАЗ-21 (но без поперечины) и задний мост ГАЗ-21 с продольными рессорами.

-2

На шасси устанавливался двигатель ГАЗ-21 штатного объема 2445 см. куб., снабженный двумя карбюраторами "Ленкарз-К22", в результате чего с Волговского мотора удалось вытащить 95 л.с. при 4000 об/мин. Максимальная скорость, показанная КВН-2500С - 160 км/ч. С 1957 по 1962 год было выпущено пять таких автомобилей.

-3

На КВН-2500С было выиграно шесть золотых (В. Косенков и В. Силантьев, 1958; Н. Сорочинский и И. Сивуха, 1959; В. Марейкин, 1960 и 1961; Ю. Яковлев, 1962; О. Данилов, 1967), пять серебряных (А. Суховей и В. Марейкин, 1958; В. Косенков и В. Силантьев, 1959; Н. Сорочинский, 1960; А. Суховей, 1962; Ю. Романов, 1967) и три бронзовые (В. Косенков и В. Силантьев, 1957; Н. Прокофьев, 1964; М. Ковалев, 1967) медали чемпионатов СССР.

В 1959 году один из КВН-2500С был модернизирован - двигатель ГАЗ-21 уступил место более мощному рядному шестицилиндровому ГАЗ-12 объемом 3485 см. куб., мощностью 100 л.с. при 3800 об/мин. Модификация получила обозначение КВН-3500С, максимальная скорость возросла до 170 км/ч.

На этом автомобиле было выиграно два этапа чемпионатов СССР, завоевана одна золотая (А. Суховей, 1961) и одна серебряная (А. Суховей, 1960) медали.

В 1962 году В.Н. Косенков построил автомобиль меньшего класса - КВН-1300С с двигателем "Москвич-407" объемом 1358 см. куб., мощностью 75 л.с. при 5000 об/мин. Однако, меньшая мощность не означала меньшие скоростные характеристики - более легкая пространственная трубчатая рама позволяла значительно экономить на весе - 600 кг протии почти 800 у КВН-3500С, что давала несомненное преимущество, в результате чего максимальная скорость возросла до 190 км/ч.

В 1963 году КВН-1300С получил уже проверенный двигатель ГАЗ-21 мощностью 90 л.с. и заднюю независимую подвеску (до этого стояла зависимая рессорная).

-4

Кроме выступлений в группах спортивных автомобилей, в отдельных гонках 1964 и 1965 года, КВН-1300С выступал вместе с гоночными автомобилями различных формул. На нем выиграны три этапа чемпионатов СССР; в 1962 и 1964 М. Ковалев становился чемпионом.

Гоночные автомобили Косенкова Н.В. (КВН-1300Г, -2500Г, -3000Г)

Строительство гоночных автомобилей Н.В. Косенков начал наоборот, с "младших" формул - первенцем стал КВН-1300Г формулы "Юниор", построенный малой серией (5 экземпляров) в 1960 году. Очень удачно скомпонованные, эти машины напоминали уменьшенные "Ferrari Scualo" и выделялись среди других самодельных гоночных автомобилей высокой весовой культурой и тщательной инженерной проработкой.

-5

Автомобиль КВН-1300Г базировался на агрегатов серийного "Москвич-407". Тормоза, колеса, шины размером 5,60- 15", рулевой механизм - все это перешло на КВН с "Москвича-407". Чтобы выиграть в пространстве при весьма плотной компоновке моторного отсека, Косенков пошел на применение подвесных педалей, а три главных цилиндра гидропривода сцепления и тормозов (раздельного для передних и задних колес) вынес на верхнюю часть рамы. Кузов КВН 1300Г состоял из алюминиевых панелей, причем съемные фиксировались авиационными быстродействующими замками типа "Дзус".

Подвеска передних колес - так же от "Москвича-407", но облегченная, укреплена на раме так, что ось шкворня была наклонена назад на 13R, чем обеспечивался хороший самовозврат колес при выходе из поворота. Задняя подвеска - зависимая на поперечной рессоре с четырьмя толкающими штангами.

Двигатель модели "407", для снижения центра масс, расположен лежа на правом боку таким образом, что карданный вал проходит слева от сиденья гонщика. Поскольку двигатель был положен набок, то для обеспечения надежной смазки его маслонасос пришлось переделать в двухсекционный и перейти на маслосистему с так называемым "сухим" картером. В результате доводки степень сжатия увеличилась до 8,2, питание организовано от четырех мотоциклетных карбюраторов "Ленкарз-К28". Мощность двигателя выросла до 70 л. с. при 4800 об/мин, что позволило развивать скорость до 200 км/ч.

В 1962 году три из пяти автомобилей были модернизированы - установлены двигатели ГАЗ-21 объемом 2445 см. куб., мощностью 100 л.с. при 4600 об/мин. Высокая аэродинамика, в сочетании с малым весом (720 кг), позволяла автомобилю КВН-2500Г (так болид назывался после модернизации), развивать уже 205 км/ч.

В 1964 году автомобили (вернее - двигатели) подверглись очередной модернизации - увеличен до 2898 см. куб. объем, а автомобили получили имя КВН-3000Г. Помимо этого, благодаря ряду технических решений, вес был снижен до 690 кг. Трехлитровый ГАЗовский двигатель выдавал уже 115 л.с. при 5400 об/мин, а максимальная скорость возросла до 210 км/ч.

-6

Автомобили участвовали в гонках до начала 1970х годов. На них был выигран один этап чемпионата СССР, завоеваны две серебряные (М. Ковалев, 1962; Л. Гордон, 1963) и одна бронзовая (К. Константинов, 1966) медали.