Найти тему
Сельская нива

Всё тот же урок в 45 минут. Интервью с председателем комитета образования

Еще летом Ирина Жасанова возглавляла одно из подразделений в управлении образования и науки, а буквально на прошлой неделе официально вступила в должность председателя комитета образования администрации района.

О том, как это без долгих предисловий окунуться в новую работу на старте учебного года и вообще начинать на новом месте «с чистого листа» – беседуем с Ириной Олеговной в преддверии профессионального праздника российских учителей.

Меня не приглашали «тушить пожар»

– Ирина Олеговна, вы около месяца возглавляете районный комитет образования. Что было определяющим для вас, когда принимали новое назначение? Расскажите о профессиональных успехах и достижениях.

– Определяющим был некий профессиональный личностный вызов для себя – поработать, что называется, на земле. Меня ожидали несколько другой уровень управления, иной характер и широта полномочий и более высокий уровень ответственности.

Будучи начальником отдела в Управлении образования и науки региона я застала запуск национального проекта «Образование». Мне довелось курировать определенные направления, все отборы Липецкая область благополучно прошла, и задел по нацпроекту получился значительный. Это 4290 новых мест дополнительного образования детей, три мобильных технопарка «Кванториум», детский технопарк «Кванториум» в Ельце, дом научной коллаборации на базе ЛГТУ, филиальная сеть Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» и семь школ-интернатов, которые в рамках федерального проекта «Современная школа» должны обновить свои мастерские трудового обучения и кабинеты психологической работы с воспитанниками. С таким багажом Липецкая область вошла в топ рейтинга активности субъектов. Рада, что в этот большой успех внесла и свой личный профессиональный вклад.

– Сложилась ли у вас картина того, как функционирует образовательная система района? Как живут школы и детские сады, какие проблемы существуют?

– Общая картина, безусловно, сложилась, потому что первое, что я сделала на новом месте, вместе с заместителем Эммой Викторовной Мартыновой посетила все школы и детские сады района и познакомилась с их работой.

Состояние образования в Липецком районе оцениваю положительно. Меня не приглашали на новое место «тушить пожар», не приглашали как кризисного менеджера, который должен экстренно выправлять ситуацию. Есть точки роста, есть сильные вещи, а также определенные проблемные нюансы, проседания, которые нужно корректировать и выравнивать. В общем и целом, как и во всем в нашей жизни – есть плюсы, есть минусы.

Создание равных условий получения образования

– Какие планы у нового «рулевого» районного образования? За что в первую очередь возьметесь?

– Планов громадье и для ближней перспективы, и для далекой. В первую очередь нужно наладить тесный контакт с жителями, отработать все обращения. Есть, к примеру, назревшая проблема в селе Косыревка: село большое, детей много, а образовательная инфраструктура практически отсутствует. Только начальная школа на 66 мест, что потребности населения совсем не удовлетворяет.

Среди ключевых задач – максимально широкий охват детей дополнительным образованием, контроль за реализацией президентских инициатив: горячее питание младших школьников, стимулирующие выплаты за классное руководство. В дополнение проекту «Образование» ожидает запуска новый проект «Патриотическое воспитание». В последнее время в воспитательной работе основное место стали занимать событийные мероприятия. Определенно нужны новые формы содержательной и деятельной работы.

Необходимо оптимизировать текущую деятельность комитета, сделать акцент на активном привлечении внебюджетных средств. Говорю сейчас не о насаждении каких-либо платных услуг в школах и сборе денежных средств с родителей, а об участии в различных грантах, конкурсах, которые позволят нам укрепить материально-техническую базу.

Также в списке целей – создание для всех детей равных условий получения общего и дополнительного образования. Сейчас в одних школах жизнь бурлит, учиться интересно, в других – заметный штиль, меньше возможностей для полноценной учебы и самореализации. Из далеко идущих планов – профильные классы, призванные помогать детям с выбором профессии, в частности – ориентировать на специальности, востребованные в районе. Еще один глобальный проект посвящен здоровью наших детей. Вот над этим всем будем трудиться.

Хочешь идти далеко – идите вместе

– Каковы ваши основные принципы как руководителя?

– Профессионализм и порядочность. Я, в некотором роде, перфекционист. Если учиться, то на отлично, если работать, то с вложением всех умений и сил. Как говорила героиня Алисы Фрейндлих в «Служебном романе»: делом нужно заниматься хорошо или не заниматься им вообще.

– Важно ли для вас расположить к себе коллектив педагогов района, найти «ключи» к совместной работе с коллегами?

– Безусловно. Система образования – это исключительно командная работа, все победы и все поражения переживаются и празднуются вместе. Поэтому без диалога, без взаимопонимания с коллективом успешно двигаться куда бы то ни было невозможно. Есть очень в тему такая африканская пословица: хочешь идти быстро – иди один, хочешь идти далеко – идите вместе. Считаю, что руководителю крайне важно обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта, оперативностью, ответственностью, многозадачностью и умением вдохновлять и организовать слаженную команду.

К форс-мажорам готовы

– Каким обещает быть этот год?

– Трудным и тревожным в связи с сохраняющейся угрозой распространения коронавирусной инфекции. Поэтому самая главная задача – не допустить повторения весенней ситуации – ухода на карантин. И это можно предотвратить только одним способом: строгим соблюдением санитарных правил и требований. На сегодняшний день заболеваемость детей составляет в детских садах 5 процентов, в школах – 6 процентов. Это сезонные простуды, ОРВИ, грипп, случаев коронавируса пока не зафиксировано. Соответственно, очень важно, чтобы и родители, и дети, и педагоги внимательно отнеслись к теме вакцинации, потому что это позволит минимизировать риски тяжелых осложнений в случае заболевания.

Также год обещает пройти под знаком повышения качества общего образования, потому что президент страны поставил задачу вывести Россию в первую десятку стран мира по качеству образования. Основные усилия педагогов будут направлены на это.

– Если все же пресловутая вторая волна коронавируса захлестнет страну, готовы ли преподаватели к «дистанционке»? И будет ли использоваться опыт онлайн-обучения?

– Учителя однозначно теперь лучше готовы к подобным форс-мажорам. У них появился опыт проведения онлайн-уроков и дистанционного взаимодействия с учениками. И он, конечно, будет востребован, в частности для работы с детьми, которые длительно болеют, со школьниками-спортсменами, уезжающими на сборы. Эти наработки пригодятся и для точечной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

Без отметок и школьной формы

– Какие новации ожидаются в системе образования?

– Во-первых, в рамках нацпроекта «Образование» в начале этой недели заработала «Точка роста» в школе села Ильино. Также Липецкий район вошел в число пилотных муниципалитетов, где будет апробироваться областной проект «IT-бит». Когда в прошлом году в Липецке открылся центр цифрового образования детей «IT-куб», глава администрации региона Игорь Георгиевич Артамонов сказал, что такие проекты нужно открывать в каждом муниципалитете.

По факту, для запуска подобных площадок необходимо дорогостоящее оборудование, а также кадры, способные учить детей и подростков программированию, интернет-технологиям. Поэтому было принято решение об открытии адаптационной, уменьшенной модели «IT-куба», получившей соответствующее название – «IT-бит». В этом году он начнет свою работу в Липецком районе и еще в пяти муниципалитетах. Сельских школьников ждет изучение основ программирования, интернет-технологий, робототехники, разработки мобильных приложений. Сейчас мы решаем вопрос, какой адрес получит эта образовательная площадка.

Также предполагается участие района в проекте «Гуманизация обучения», который предусматривает переход на учебу без отметок, рекомендательный режим домашних заданий и отсутствие школьной формы.

Завтрашний день

– Стоит ли ждать каких-то глобальных реформ в сфере образования?

– Нет, никаких «переворотов» ждать не придется. Система образования сама по себе консервативна и достаточно жестко регламентируется законодательством. С тех пор как чешский учитель-реформатор Ян Амос Коменский на заре педагогики придумал урок в сорок пять минут, даже этот формат радикально не изменился.

– Какой представляете себе школу завтрашнего дня?

– Если рассматривать материальную «начинку» и визуальное оформление – это, конечно, школа, подобная той, что 1 сентября открылась в Усмани. Дизайнерские интерьеры, продуманное зонирование, эргономичная мебель – буквально все в ней отвечает требованиям будущего. Но материальная сторона вопроса только часть успеха. Самое главное – это команда учителей, подготовленная к новым условиям работы. Это атмосфера, которая ими будет создана в школе. Это и дети, которые должны гореть желанием учиться и развиваться.

– Ирина Олеговна, какие слова вы бы хотели сказать педагогической общественности в преддверии профессионального праздника?

– Всем работникам системы образования хочу сказать слова благодарности за каждодневный труд. Учительство всегда было одной из самых важных профессий, и сегодня именно учителя продолжают формировать будущее поколение, которому жить, развиваться, трудиться в этой стране. Искренне желаю коллегам здоровья в это непростое время. Вдохновения, благодарных учеников, понимающих родителей. Оптимизма и творческой энергии!

Ольга Чумакова

Больше интересного на нашем сайте: http://сельскаянива.рф