Этапы развития:
- 1920-е - в искусстве продолжаются дискуссии и сосуществование различных направлений в искусстве. Характерной чертой творчества 20-х гг. остается его метафоричность, символичность, иносказательность.
2. Государство формирует единую идеологию, и искусство должно служить внедрению это идеологии в массы. Единственных советским жанром признается соцреализм, а все остальные движения, стили и кружки объявляются несоветскими. В 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» был дан старт образованию творческих союзов (писателей, композиторов, художников), посредством которых создавались условия для творчества, но само творчество ставилось под невыносимый прессинг. разрешался только «социалистический реализм», как наиболее понятный народным массам.
Требовалось изображать советский народа в труде, в спорте, строящим коммунизм под руководством коммунистической партии. Художественная культура теперь была обязана показывать только преимущества социалистического строя, его достижения. Никакие пессимистические нотки не допускались.
Особенности развития культуры после Октябрьской революции
- 20–30-е годы называют годами «великого перелома»: образовалась огромная по территории, мощная, многонациональная, индустриально-аграрная, тоталитарная держава, формируется административно-командная система, культ личности И.В. Сталина.
- Отношение большевистских идеологов к искусству тоже было весьма специфическим. Лучше и откровеннее всего выразился Ленин: «Я, знаете, в искусстве не силен ... Искусство для меня, это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандистская роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его дзык! дзык! вырежем. За ненужностью»
- Культурная революция 1930-х гг. - комплекс мероприятий, осуществлённых в СССР, направленных на
- А) коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.
- В) увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.
- ЛИКБЕЗ — ликивдация безграмотности — вводится обязательное образование
- Государственный контроль за культурой : Установление государственного стиля в искусстве - соц. реализма.
Просвещение.
В 1917 года 73% населения страны не умело читать и писать, грамотность среди нерусских народов составляла 0,5-1,5%. В декабре 1919 г. был принят декрет СНК “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР” (декабрь 1919 г.), все население от 8 до 50 лет было обязано обучаться грамоте. ЛИКБЕЗ
В 1925 г. был принят декрет «О введении в стране всеобщего начального обучения».
В 1939 г. по данным Всесоюзной переписи населения количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялось до 90%, подавляющая часть взрослого населения научилась писать и читать.
Одновременно и очень быстрыми темпами происходило развитие общеобразовательной школы. Во всех ступенях российского образования провели серьезную реформу, в результате которой все дети соответствующего возраста смогли бесплатно учиться, в т.ч. и на родном языке в национальных окраинах. Было построено более 30 тыс. школьных зданий, вдвое увеличилось количество педагогических учебных заведений для подготовки учителей. К концу второй пятилетки (1937 г.) в целом по стране было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение. В 1937 г. в городах было введено всеобщее обязательное семилетнее образование, а в 1939 г. поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию. творчество 20-х годов представляет собой борьбу полюсов: реалистических и ирреалистических тенденций. При этом основное внимание сосредоточено на личности, попытке понять предназначение человеческого существования.
Живопись:
В послереволюционный период в России произошел раскол на так называемых левых и правых художников. Объяснялось это тем, что с победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Художники-авангардисты (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.), которые и в предреволюционное время декларировали новые принципы в искусстве, восприняли преобразования с энтузиазмом и стали именовать свое творчество "левым искусством". Однако со временем они и другие деятели искусств, в том числе такие яркие художники, как М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, М.В. Добужинский, В.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, разочаровавшись в советской власти, покинули Россию. С эмиграцией творческой интеллигенции закончился "серебряный век" русского искусства и русской литературы.
Другой лагерь, который можно назвать "правым", являл собой сообщество политически ангажированных художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма.
"Правый" лагерь был неоднороден, и в нем просматриваются по крайней мере два направления.
1) Первое направление воскрешало традиции передвижников XIX в. и группировалось вокруг созданной в 1922 г. "Ассоциации художников революционной России" (АХРР), члены которой (И.И. Бродский, A.M. Герасимов, М.Б. Греков, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман, Г.Г. Ряжский) видели свою задачу в том, чтобы в художественной форме отобразить триумфальное шествие по стране советской власти. Один из самых крупных художников АХРР И.И. Бродский (1883-1939) создает галерею портретов Ленина и цикл историко-революционных картин, в том числе знаменитое полотно "Расстрел 26 бакинских комиссаров" (1925).
Специализируются на героических портретах и другие ахрровцы: A.M. Герасимов ("Ленин на трибуне", 1930), СВ. Малютин (портрет Фурманова, 1922), H.A. Андреев (портрет Сталина, 1922), Б.В. Иогаисон ("Допрос коммунистов", 1933).
Групповые образы героев революции создают М.Б. Греков ("Тачанка", 1925), К.С. Петров-Водкин ("Смерть комиссара", 1928), A.A. Дейнека ("Оборона Петрограда", 1928).
2) Второе направление социалистического реализма связано с воспеванием красоты родины. Например, К.Ф. Юон создавал жизнерадостные пленэрные пейзажи, И.И. Машков, в прошлом один из создателей "Бубнового валета", пишет экспрессивные красочные пейзажи и натюрморты, А.Е. Архипов специализировался на лирических пейзажах и изображениях жизнерадостных крестьянок.
Устранение с художественной сцены авангардистских направлений завершилось 23 апреля 1932 г., когда ЦК ВКП(б) издал постановление "О перестройке литературно-художественных организаций", которое привело к созданию единых творческих союзов. Отныне официальное использование термина "социалистический реализм" и теоретическая формулировка его положений, разработанная М. Горьким, открывают новый период: художники должны служить не идеям "чистого искусства", а идеалам коммунистической партии и способствовать построению социализма.
Произведения 1930-х гг. посвящены прославлению либо счастливой деревни после коллективизации (СВ. Герасимов "Колхозный праздник", 1937) и доблести и силы армии (С.А. Чуйков "На границе", 1938), либо руководителей партии, среди которых ведущее место занимает Сталин.
Агитационные плакаты.
Во время гражданской войны в 1920-1921 гг поэтами и художниками , работающими в Российском телеграфном агентстве была создана серия плакатов, под названием "Окна РОСТА" .
Плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников СССР. В том числе В. Маяковский был автором многих плакатов.
В 1930 гг складывается новый союз художников - Кукрыниксы. Три художника работали методом коллективного творчества. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни.
Литература
А) Литература 1920-х годов.
Очень сильна была в нестабильные 1920-е гг. лирико-романтическая струя в литературе. На этот период приходится расцвет творчества А.С.Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам»), в это время появляются «экзотические» произведения К. Г. Паустовского, возобновляется интерес к научной фантастике (А.Р.Беляев, В. А. Обручев, А. Н.Толстой).
В целом литература 1920-х гг. характеризуется большим жанровым разнообразием и тематическим богатством. Но проблема борьбы старой и новой жизни доминирует. Это особенно прослеживается в романах, тяготеющих к эпопеям: «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Хождение по мукам» А.Н.Толстого, «Тихий Дон» М.А.Шолохова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова.
Б) Литература 1930-х годов.
В 1932 году все литературные группировки ликвидировались.
В 1934 г. был создан Союза писателей СССР и единственным методом советской литературы провозглашен «социалистический реализм».
Создание Союза писателей.
Большую роль в создании союза писателей сыграл М. Горький. Требовался новый писательский союз - с одной стороны, нечто вроде профсоюза, занимающегося квартирами, машинами, дачами, лечением, курортами, а с другой - посредник между рядовым литератором и партийным заказчиком. Горький занимался организацией этого союза весь 1933 год, разрабатывал устав союза писателей.
Первый съезд союза писателей открылся в 1934 году в Москве, под строгим контролем НКВД. Треть участников съезда (182 человека) погибла в течение нескольких следующих лет в тюрьмах и ГУЛАГа Ещё 38 человек были репрессированы, но остались живы
Группировки писателей были разогнаны, многие писатели подверглись арестам и ссылкам. В тюрьмах и лагерях погибли Д. И. Хармс, О. Э. Мандельштам и др.
Труд был объявлен «основным героем наших книг». На этот лозунг откликнулись Ф. И. Панферов («Бруски»), Ф.В.Гладков («Энергия»), В.П.Катаев («Время, вперед!»), М.С. Шагинян («Гидроцентраль») и пр. Героем современности стал труженик - строитель, организатор трудового процесса, шахтер, сталевар и т.п. Произведения, не отражавшие героику трудовых социалистических будней, например произведения М.А.Булгакова, А.П.Платонова, Е.И.Замятина, А.А.Ахматовой, Д.И.Хармса, опубликованию не подлежали.
В 1930-е гг. многие писатели обратились к историческому жанру: С.Н.Сергеев-Ценский («Севастопольская страда»), А.С.Новиков-Прибой («Цусима»), А. Н.Толстой («Петр Первый»), Ю.Н.Тынянов («Смерть Вазир-Мухтара»).
Возникает «послушная», «управляемая» литература. В произведениях, в обязательном порядке, побеждала революция, белых изображали только в карикатурных тонах, общество стали рисовать как предельно ясное, беспроблемное, абсолютно однородное. Внимание сосредотачивается на творческом энтузиазме народных масс, создающих новый, небывалый прежде мир.
Театр:
Советский театр рождался мучительно в бурных дискуссиях о путях нового, советского искусства и его первые шаги, по словам С.М. Эйзенштейна, были полны «загибами» и «безумствами». Наряду с профессиональными театрами появляется множество студий, организованных совсем неопытной молодежью, для которых театр был единственной политической трибуной — ТРАМы (театры рабочей молодежи).
Поиском новых выразительных средств театрального искусства, созвучного революционной эпохе был занят и руководитель Студенческой драматической студии Е. Вахтангов. И, если, Эйзенштейн довольно быстро отнес свою раннюю деятельность к «загибам», то Вахтангов добился в своем творчестве удивительных результатов. Уже в 1921 г. его театр снискал заслуженную славу, благодаря постановкам, проникнутым духом современности, отличавшимся яркостью и остротой формы. С 1926 г. театр стал носить имя Е. Вахтангова.
В конце 20-х – середине 30-х годов репертуар советского театра развивался по двум направлениям. С одной стороны, продолжались постановки классики (как отечественной так и зарубежной), а с другой стороны театр все больше поворачивался в сторону соцреализма, в репертуаре стали в большом количестве появляться пьесы, которые впоследствии получили название «производственные».
Среди наиболее выдающихся театральных деятелей 20-30-х годов необходимо назвать Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В 1920 г. в программе «Театрального октября» режиссёр сформулировал основные задачи театра: служение революции и полное обновление сценического искусства. После своего назначения заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, Мейерхольд объявил войну старым академическим театрам, считая, что такие коллективы, как Малый театр или МХТ не в состоянии найти общий язык с новой действительностью. Из-за столь радикальных предложений в 1921 А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО.
В 1930-е началась травля режиссёра в прессе, его искусство было названо чуждым советскому народу и враждебным советской действительности. В 1938 г., когда Театр Мейерхольда был закрыт, Станиславский пригласил опального режиссёра в руководимый им оперный театр: так завершилась их многолетняя творческая полемика.
Театр юного зрителя в 20-е-30-е годы был новым явлением для театральной России, поскольку до революции 1917 года в стране не существовало подобных театров.Становление детских театров в СССР связано с именем первого народного комиссара просвещения А.В. Луначарского.
Ведущим направлением в театре к середине 30-х годов стал соцреализм. По словам министра просвещения, Луначарского : «Театр должен быть реалистичным»
Право цензурирования их репертуара Главрепертком получил 21 апреля 1925 г., когда было принято постановление ВЦИК «О цензурировании репертуара артистов академических театров». От предварительной цензуры освобождались лишь выступления заслуженных и народных артистов.
10 августа 1931 года были учреждены почетные звания «Народный артист РСФСР», «Заслуженный артист РСФСР», «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Задолго до этого первой получила звание народной артистки Республики М. Ермолова в день празднования 50-летия ее сценической деятельности в 1920 году.
Кино
В 20-е годы режиссеры еще имели право выбора. На студии «Межрабпом-Русь» выходят замечательные фильмы Я. Протазанова («Аэлита», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Иоргена», «Бесприданница»), В. Пудовкина. («Мать»), А. Довженко («Арсенал»), Ф. Эрмлера («Парижский сапожник»).
Большое влияние на развитие советского киноискусства оказала документалистика. К максимальной достоверности киноизображений стремился, пожалуй, самый выдающийся в то время режиссер – новатор С.М. Эйзенштейн. Сцены встречи Ленина на площади у Финляндского вокзала, июльский расстрел демонстрации на углу Садовой и Невского, штурм Зимнего поставлены и сняты таким образом, что соответствующие кадры из художественного фильма «Октябрь» и по сей день часто используют за рубежом как кинодокументы русской революции.
Закономерно, что Эйзенштейн стал родоначальником и советского «интеллектуального кино». Он научно и досконально изучал любую проблему, с которой ему приходилось столкнуться, свободно говорил, читал и писал на английском, французском и немецком языках. В его фильмах «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Иван Грозный» нашли место интересные символы и метафоры (Керенский шествует по парадной лестнице Зимнего, принимая позу Наполеона; тренькает балалайка параллельно с болтовней меньшевика-балаболки).
В 30-е годы кинематограф обретает голос и в тоже время, в основном, выполняет «социальный заказ». Главными героями фильмов становятся Чапаев, Щорс, герои труда, «перевоспитавшиеся» колхозники («Чапаев» братья Васильевы, «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича, «Ленин в Октябре» М. Ромма, «Трактористы» И. Пырьева).
В этих картинах были заняты прекрасные актеры (Б. Чирков, Б. Щукин, М. Штраух, Б. Бабочкин, И. Ильинский, М. Ладынина). На экране создавался идеал для народа – умного, доброго, устанавливающего трудовые рекорды строителя коммунизма, к тому же бдительного и беспощадного к врагам советской власти. Особую страницу в советскую кинолетопись вписали режиссер Г. Александров и актриса Л. Орлова. Александрова, по праву, называли «королем» музыкальной комедии. В его картинах («Веселые ребята», «Цирк», «Волга – Волга», «Весна») было много музыки, танцев, шуток. К стати, отечественная цензура чуть было не запретила «Веселых ребят», потому что «вещь блестяще талантлива, но социального хребта в ней нет».
В 1931 году Николаем Экком был создан первый звуковой советский фильм "Путевка в жизнь", рассказывающий о перевоспитании трудных подростков.
Музыка
Наиболее значительными композиторами были Сергей Прокофьев, Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян.
20-е годы являются периодом формирования советской массовой песни. Появляется новый жанр: жанр эстрадной песни. Среди артистов раннего периода — Леонид Утёсов (также один из пионеров советского джаза), Александр Вертинский, Любовь Орлова, Клавдия Шульженко.
Наука
развитие советской социалистической науки в двух основных направлениях:
1) накопление научно-прикладных знаний (сеть научных организаций промышленности)
Выдающуюся роль в развертывании научных исследований и создании новых направлений развития техники в промышленности сыграло создание в 1930 г. в Ленинграде Государственного физико-технического института под руководством акад. А. Ф. Иоффе. Из его состава выделились в 1931 г. три самостоятельных института — электрофизический, химической физики и физико-технический. Все эти институты занимались изучением фундаментальных физических процессов под углом зрения разработки и применения новых технических и технологических приемов в промышленности, в частности в области электрификации страны.
2) фундаментальных, общетеоретических исследований (учреждения Академии наук).
23 мая 1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил переработанный Устав Академии наук, в котором закреплялась идея тесного сотрудничества науки с социалистическим строительством. Академия наук определялась как высшее научное учреждение СССР. Среди состава Академиков проводились так называемые "чистки" кадрового состава (см Академическое дело).
География
Так в Академии наук проводились экспедиционные исследования, охватывавшие колоссальные территории страны. Были проведены географические исследования Северной Земли экспедицией Г. А. Ушакова, Северного морского пути — под руководством О. Ю. Шмидта.
В 1932 г. Академия наук провела 45 комплексных экспедиций, в которых работало более 600 научных и научно-технических работников, объединенных в 140 отрядов. Итоги экспедиционных работ имели большое практическое значение для черной и цветной металлургии, химической промышленности и сельского хозяйства.
Математика и физика
Советскими учеными был сделан ряд важных открытий в различных областях знаний. Математический институт имени В. А. Стеклова внес большой вклад в теорию функций и теорию чисел. Академик С. В. Лебедев с учениками, как уже упоминалось, разработал промышленный способ получения синтетического каучука. Выдающимися были открытия советских ученых Д. В. Скобельцина, Л. И. Мандельштама, И. Д. Папаплекси в области физики. В 1931 г. Ленинские премии были присуждены физику Л. И. Мандельштаму, химику А. И. Фрумкину, геологу И. М. Губкину, почвоведу В. Р. Вильямсу и физиологу А. А. Ухтомскому.
Оборона
Серьезный вклад в укрепление оборонной мощи страны в те годы вносили советские ученые, конструкторы. Было усовершенствовано стрелковое оружие, модернизированы трехлинейные винтовки С. И. Мосина и станковый пулемет «Максим». Советские конструкторы В. А. Дегтярев, Ф. В. Токарев и другие создали образцы отечественного автоматического оружия. В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров и другие разработали новые системы артиллерийских орудий, минометов.
Плодотворно трудились в области самолетостроения и моторостроения талантливые конструкторы А. И. Туполев, С. В. Илюшин, Н. Н. Поликарпов, В. Я. Климов, А. Д. Швецов и многие другие. Все это позволило оснастить армию всеми типами боевых самолетов отечественного производства.
На Харьковском заводе активно работа над созданием нового танка, И. Кошкин был одним из создателй знаменитого в будущем Т-34.
Валерий Чкалов
летчик - испытатель
Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба. Самоотверженный пилот, ставший одним из первых героев Советского Союза, совершал уникальные по протяженности и сложности перелеты.
Сталинский маршрут
В 1935 году товарищи Чкалова лётчики Г. Байдуков и А. Беляков предложили ему рискованное и дерзкое дело – осуществить перелет из СССР в США. Нужно понимать, что 30-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким рекордам, поэтому подобные мероприятия были очень опасными. И. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским. И с этой задачей лётчики успешно справляются. Они провели 56 часов в воздухе, преодолев свыше 9 тысяч километров. Это абсолютный рекорд! Полёт получил название «Сталинский маршрут», героям-лётчикам сделали подарки, а И. Сталин лично встретил вернувшихся пилотов на аэродроме и подарил Валерию Чкалову самолет У-2.
Перелет через Северный полюс
На волне подобного успеха Чкалов добился разрешения на перелет в США. И 18 июня 1937 года стартовал новый рекордный перелет.
На самолете АНТ-25, который имел имя «Сталинский маршрут», отважный экипаж через Северный полюс достиг американского города Ванкувер (штат Вашингтон) и успешно вернулся. Этот полет превратил Чкалова и его экипаж в легендарных героев. Его имя узнала вся страна. Весь экипаж был удостоен званий Героя Советского Союза, они стали одними из первых, получивших это почетное звание.
В 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Самолеты нового типа срочно требовались армии, международная обстановка накалялась. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. Конструктор Н. Н. Поликарпов в отчаянии писал докладные с требованиями отложить летные испытания, но 15 декабря 1938 года отважный испытатель Валерий Чкалов решился и увел новейший И-180 в воздух. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице…
Скульптура:
И.Д Шадр: Булыжник – оружие пролетариата
Вера Игнатьевна Мухина
В 1930 году Мухина вместе с семьей пытается уехать за рубеж. В результате – арест и ссылка в Воронеж. Опальный скульптор, тем не менее, получает заказ на создание статуи «Рабочего и Колхозницы» для советского павильона на всемирной выставке 1937 года в Париже. Шедевр скульптуры XX века рождался очень болезненно. Какой-то внимательный доносчик усмотрел в складках юбки «некое бородатое лицо» (Троцкого), начались бесконечные затяжки с окончательной приемкой. Но не поставить статую нельзя, и Мухиной удается настоять на своем. Изображения этой скульптуры, ставшей символом Советского Союза, разошлись по всему свету на марках, монетах, плакатах.
Памятник Горькому
Архитектура:
Периоды:
- до 1920 года - авангард, модерн
- 1920-е - конструктивно
- 1930- сталинский стиль
В 1920 годы Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий. Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.
В. Шухов: Телебашня (шуховская телебашня, башня на Шабаловке). 1920 - 1922
Реконструкция Москвы
В 30-х годах 20 века была проведена грандиозная реконструкция Москвы, практически переделали полгорода. Это было необходимо, так как после революции город имел хаотичный вариант застройки, а население росло быстрыми темпами.
В 30 годы произошел объемный ряд работ, в конце десятилетия столица стала благоустроенной новой и чистой, где было очень просторно. За это время был просторен современный облик Москвы, простоявший практически до конца 20 века в неизменном состоянии.
Особенностью проекта было то, что сносились многие памятники дореволюционной архитектуры: Храм Христа Спасителя, Сухаревская башня, большое количество церквей И так далее.
В 30-е годы в Москве преобладали Конструктивизм и Традиционный стиль.
А) Традиционный стиль представлен в работе Жолтовского
Б) Конструктивизм:
В 1930 годы устанавливается новый стиль в архитектуре : сталинский классицизм или сталинских Ампир ( с 1940 гг).
Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре модерна и конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.
Ста́линская архитекту́ра — обобщающий термин для архитектуры в СССР, начиная с начала 1930-х годов до середины 1950-х, представляющей собой сочетание нескольких архитектурных стилей, отличающихся от предшествующего периода 1920-х годов, когда наблюдался расцвет авангарда. Архитектурная политика 1930—1950-х годов способствовала становлению государственного монументального стиля, во многих чертах близкого к ампиру, неоклассике и ар-деко. Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки.
В. Шухов: Телебашня (шуховская телебашня, башня на Шабаловке). 1920 - 1922
Б.М. Иофан: Проект Дворца Советов (не осуществлен: на месте взорванного Храма Христа Спасителя его строили, начиная с 1930-х годов, но в 1939 году проект был заморожен)
ВДНХ
В 1934 году у руководства страны возникла идея организовать юбилейную выставку к 20-летию советской власти, которая бы отразила положительные стороны проведённой в сельском хозяйстве коллективизации.
От первой ВСХВ небольшая часть построек сохранилась до настоящего времени:
Сталинские премии:
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены театральные режиссеры К. Станиславский и В. Немирович-Данченко, актеры В. Качалов, Б. Щукин, И. Москвин, А. Нежданова.
С 1940 г. начала действовать система государственного стимулирования творческих личностей путем награждения деятелей культуры Сталинскими премиями трех степеней. Звание лауреата премии было очень почетно и существенно улучшало материальное положение.