Найти тему
Любовь Кожевникова

"Рецепт" к исправлению жизни

Роман «Преступление и наказание» был написан Федором Михайловичем Достоевским.

В центре сюжета – история о том, как студент Родион Раскольников, считая, что есть люди, которым дозволено все, убивает старушку-процентщицу, чтобы ее ограбить. Он сломан бедностью и хочет хоть как-то помочь матери, сестре и многим другим людям. Но муки совести после содеянного не дают ему ни воспользоваться награбленным, ни спокойно жить после этого. Раскаяться и возродиться к новой жизни Раскольникову помогает Соня Мармеладова, девушка, тоже преступившая абсолютную заповедь («Не прелюбодействуй»). Но ей пришлось пойти на этот шаг, чтобы не дать умереть от голода своей семье.

Тема искупления – главная в творчестве Ф.М. Достоевского. Но она актуальна для всех людей без исключения. Действительно, каждый хотя бы раз чувствовал, что все идет не так, как надо, что ошибки совершаются одна за другой и нет им конца и края, что в душе что-то скребется и становится неуютно от того, что ты не на верном пути. Что же тогда нужно делать? Благодаря Соне Раскольников понимает – для того, чтобы просто признать свои ошибки и начать новую жизнь, тоже нужен героизм. Это самый настоящий подвиг.

Впрочем, произведение очень непростое. В ходе прочтения может возникнуть множество вопросов. Например, будто какая-то сила толкает Раскольникова на преступление, он будто и не хочет идти, а не идти не может. Это достаточно странно выглядит. Да и кроме того, убив старушку, Раскольников заболевает. Что это такое? Возможно, юный читатель сейчас думает: «Странный какой-то парень, потому и убил, а теперь пусть мучается». Но болезнью Раскольникова Ф.М. Достоевский хотел подчеркнуть равенство всех людей перед совестью. Иными словами, даже если мы находим себе кучу оправданий, даже если на плохой поступок нас толкают обстоятельства, но если мы совершим что-то против совести, будем мучиться и страдать. Каждый человек, которого хоть раз в жизни мучила совесть, прекрасно знает, что это за «болезнь» такая, от которой нет обезболивающего. Ну а если совесть человека не мучила никогда, возникает только один вопрос: есть ли она у него?

Ведь чтобы согрешить, необязательно убивать, Ф.М. Достоевский намеренно сгущает краски и показывает крайнюю степень греха. Но если обратиться к православию, нарушением заповеди «не убий» является и грубое слово, и даже просмотр боевиков по телевизору. И это только с одной заповедью, а если вспомнить такие, как «не завидуй», «не лжесвидетельствуй»? Кто может сказать, что не нарушает их?

Второй вопрос, который может возникнуть при прочтении книги – кто в романе герой, а кто антигерой? Хотя там нет «положительных» и «отрицательных», борьба между персонажами все же прослеживается.

Например, Свидригайлов постоянно проводит параллель между собой и Раскольниковым. Но так ли уж они похожи? Или все-таки отличаются? И если да, то чем?

Свидригайлов – тоже убийца, но его не мучает совесть. И в отличие от Раскольникова, он совершенно не способен на раскаяние. Лишь в конце жизни он начинает понимать, что жил, мягко говоря, неправильно. Но даже тогда Свидригайлов не находит в себе сил хотя бы задуматься об искуплении, о новой, правильной жизни. Он предпочитает застрелиться.

Сначала Раскольникову кажется, что Свидригайлов был сильнее, что и вправду лучше умереть, чем признать свою вину. Но потом становится ясно, что раскаяться – гораздо более волевой поступок, чем оборвать свою жизнь.

Другой персонаж, Лужин, и вовсе формально не совершает никаких преступлений, но тем не менее выглядит гораздо ничтожнее и мелочнее Раскольникова и Сони Мармеладовой. Одна его клевета в адрес Сони – всего-навсего слова, причем культурные – намного ужаснее и подлее всех ее «грехов». А к Сониной жизни как нельзя лучше подходит цитата из Библии: «Кто потеряет душу свою ради ближних своих, тот сбережет ее».

Раскаяние, любовь, сострадание – все эти чувства недоступны респектабельным Лужину и Свидригайлову, а вот Раскольников и Соня, «убийца и блудница», отвергнутые обществом, щедро наделены этими чувствами от природы.

Впрочем, и с главными героями все еще сложнее, чем кажется. Роман «Преступление и наказание» задумывался как детектив. Но что такое детективы, классические ли, современные ли? Большой ошибкой было бы считать, что это истории только о раскрытии преступлений. На самом деле все совсем не так. Психологами доказано, что подростки с трудной судьбой больше всего любят фантастику, детективы и криминальные триллеры, то есть истории о борьбе – с другими людьми, с самим собой, с миром. Причем трудная судьба в данном случае не означает плохую компанию или колонию для несовершеннолетних. Скорее наоборот, это будут думающие и чувствующие мальчики и девочки, у которых в жизни мало развлечений, зато достаточно времени поразмышлять над тем, что есть добро, а что – зло. Понятно, что мы не можем пережить в своей жизни все то, о чем любим читать. Но книги учат нас, правда, не впрямую, а иносказательно. И выходит, что детективы – это не истории о преступлениях, а попытка заглянуть в темные уголки человеческой души. А они, эти уголки, есть у каждого из нас.

Уникальность этой, казалось бы, мрачной истории в том, что в итоге главные герои делают свою жизнь гораздо лучше, чем она была изначально. В романе поистине хороший конец, что не так уж часто встречается в классических произведениях. Как правило, герои, изначально вполне благополучные, потом входят в конфликт с собой и поэтому в конце погибают. Но Соня и Раскольников остаются жить и более того, собираются жить хорошо и счастливо. Значит, они преодолели конфликт с собой. Но подумайте, это ли не смысл жизни? Сделать свою жизнь лучше, раскаяться в своих ошибках и исправить их, примириться с собой и с миром? Поистине великое достижение, не только для классических героев, но и для любого человека. Может, стоит воспринять роман Ф.М. Достоевского как «рецепт» к исправлению жизни?