Принцип "чеховского ружья" указывает, что если существует проблемный момент, то он однажды все-таки должен быть реализован. Если ружье повесили в самом начале, то к концу оно обязательно выстрелит. Речь, конечно, не о ружьях, но о тех самых проблемах, которые были заложены в момент основания Евросоюза. И которые начинают проявляться только теперь.
Созданный по общему согласию, Евросоюз был основан на принципе liberum veto, который предполагал обязательное единогласие по всем важным вопросам всех участников. Самое главное, что здесь необходимо отметить, что этот принцип накладывается и на вопросы, связанные с бюджетом. А как известно, деньги это всегда самый сложный вопрос, вызывающий больше всего споров. В 1957 году, когда подписывали Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества, участвовали представили всего шести стран: Франция, Италия, ФРГ, как центральные государства Европы, наиболее пострадавшие от войны и наиболее испытывавшие необходимость в стабилизации бюджетов, и примкнувшие к ним страны Бенилюкса.
Очевидно, что коллегия состояла фактически из трёх голосов, поскольку страны Бенилюкса сидели тихо и особо со своим мнением не влезали, довольные уже тем, что их вообще взяли. И при таком раскладе Евросоюз вполне мог позволить себе liberum veto. Да и первоначально туда входили страны, относительно похожие в хозяйственном и культурном плане. И сам список вопросов, касавшихся общего регулирования, расширялся очень осторожно. Достигнуть единогласия в таких условиях вполне легко.
Зато теперь в Евросоюз входят 27 стран. Риск, что единогласие не будет достигнуто, растёт в геометрической прогрессии. Разница между странами-участниками Евросоюза в культурном и экономическом плане теперь огромна. Разница между Австрией и Болгарией вряд ли меньше, чем между Грузинской ССР и Таджикской ССР. И при этом амбиции Евросоюза продолжают расти.
Вот и получаются первые проблемы. Которые возникают прямо в настоящий момент. Стало известно, что Польша и Венгрия, так и не согласовав бюджетный план ЕС на 2021—2027 годы, воспользовались своим правом на вето и все заморозили. Во многом из-за того, что выделяемые выделяемые этим странам дотации слишком малы. А это происходит из-за того, что теперь Брюссель решил по другому принципу рассчитывать дотации той или иной стране. Теперь дотации из общего бюджета будут строго привязаны к так называемому верховенству права. А если говорить проще, то к тому, насколько строго каждая из стран-участниц следует общим требованиям к внутренней политики из Брюсселя. А это в первую очередь та самая либеральность и толерантность к правам меньшинств, тут даже объяснять не надо, к правам эмигрантов, которые обязаны спонсироваться чуть ли не на государственном уровне, к продвижению феменизма и ко многому прочему несмотря ни на что. В той же Венгрии и Польше такие вещи соблюдаются не очень хорошо. Границы от эмигрантов они закрыли на замок, к себе не пускают, однополые отношения не привечают, Польша так и вовсе заявила о традиционных семейных ценностях.
Евросоюз таким образом уже начинает прямо насажить свои идеологические установки. Кого такие принципы не устраивают, начинают давить, и в первую очередь финансово.
Забавно и то, что при развале Организации Варшавского договора те же самые Венгрия и Польша были самыми проблемными странами в социалистическом лагере. Если Болгария, ГДР и Чехословакия сохраняли твердость в идеологии хотя бы на уровне руководства, то в Польше и в Венгрии даже коммунистическое руководство позволяло полнейший бардак как в обществе, так и в партии. Конечно, советская система к моменту развала ОВД, а потом и Советского Союза, давно себя изжила и уже не могла нормально функционировать, так что все это было лишь вопросом времени. Система Евросоюза в этом плане все еще тверда и способна пережить наступающие кризисы. Да и отношение пока что к другим мнениям мягче. Не переходят на другую сторону, и достаточно этого. Чем кончится случившаяся ситуация, с уверенностью говорить пока не получится. Всё-таки Евросоюз все свое существование пытается строить на компромиссах, чтобы никого не обидеть. Правда, и у этого есть пределы. Есть же какие-то причины, почему Британия вышла из ЕС.
Тем более что в нынешних условиях вопросы об однополых отношениях и эмигрантах стали нести принципиальное значение и богатеют на ярлыки. Уступить в таком случае, что для руководства Польши, что для руководства Венгрии, значит подорвать доверие к себе населения. Ну и здесь нельзя не вспомнить фразу, что "история любит повторения".