Со дня на день состоится запуск консоли нового поколения Sony во всём мире. Не будем мусолить тему консольных войн, количества эксклюзивов, контента на старте и прочие срачи, которые ни к чему хорошему всё равно не приведут. Абстрагируемся от коробки имени Фила Спенсера и рассмотрим один из стартовых эксклюзивов PlayStation 5 в контексте его значимости для игровой индустрии.
Весь нижеприведённый текст – моё личное субъективное мнение, не претендующее на истинное. Согласится со мной или нет – целиком и полностью ваш выбор. Приятного чтения!
Введение о том, о чём и так все знают
Думаю, только ленивый не слышал в наше время о серии Souls и её огромном влиянии на современную индустрию. Первый Dark Souls, в своё время, не только порадовал новым подходом к повествованию кучу людей, что устали от однообразных открытых миров с вышками, но и лишил многих игроков старой школы т.н. "игровой импотенции". Это когда перепробовав многие современные игры, человек не получает от них никакого удовольствия, по самым разным причинам. Dark Souls вдохнул жизнь в застоявшуюся индустрию своим мрачным сеттингом, честной сложностью и безграничным лором, подаваемым не самым тривиальным способом.
Тем не менее, Demon's Souls, который вышел в 2009 на PS3, обошёл стороной широкую публику, в частности, из-за своей эксклюзивности. Долгое время, только чтобы прикоснуться к истокам серии, необходимо было обладать PS3. Сравнительно недавно появилась возможность эмулировать Demon's Souls на ПК через эмулятор, но это не то, ибо и мультиплеера нету, и ресурсы жрёт неимоверно, и не аутентичный игровой опыт. И вот, наконец, Bluepoint Games, до этого уже набившие руку на ремастерах такой нетленной классики как Shadow of the Colossus и Metal Gear Solid HD Collection, занялись полноценным ремейком игры From Software под чутким руководством Sony. И она стала стартовым эксклюзивом PS5, что не может не радовать фанатов японской консоли. (Информация по поводу ПК-версии всё ещё слишком размыта, чтобы судить о ней в полной мере)
Не будем распинаться по поводу того, как офигенно игра выглядит, вы и так это знаете. Особенно в сравнении с оригиналом на PS3.
Так почему Demon's Souls – идеальный лаунч-тайтл не только для PS5, но и, не побоюсь выразиться, для всего девятого поколения консолей? На то у меня есть несколько аргументов.
Философия сложности
Начнём с самого очевидного. Ни для кого не секрет, что "душная" серия стала популярной не столько благодаря увлекательному игровому процессу и продуманному бесшовному миру, сколько благодаря сложности, которая якобы "разрывала седалища" всех, кто в неё пытался играть. Разумеется, это всё спекуляции людей, привыкших видеть в игровой индустрии шутеры с автохилом, ролевые игры с маркерными указателями и квесты, в которых ты можешь посмотреть рекламу или заплатить, чтобы получить подсказку. Для любого более-менее искушённого игрока же, Dark Souls был больше про исследование мрачного и непонятного мира, нежели про сложные бои с боссами.
Игры From Software дарили игрокам давно забытое ощущение потерянности в игровом мире. Когда тебя выбрасывало в совершенно незнакомые тебе места, где действовали собственные законы и принципы. Это касается не только игрового мира, как такового, но и игровой механики в целом. Как бы не был ты хорош в играх разных жанров, в Dark Souls приходилось учиться играть заново. И это было восхитительно.
Как я уже упоминал, в одном из своих старых текстов-размышлений, игровая индустрия в настоящее время – копирование работающих идей конкурентов, в надежде срубить как можно больше бабла с людей, которым однотипные игры ещё не надоели. Редко кто идёт на эксперименты с игровой механикой, просто потому что велик риск, что игра не выйдет в прибыль. Death Stranding стал очень показательным примером для индустрии, едва окупившись. Demon's Souls был таким же экспериментом в своё время. Тем не менее, не смотря на относительно скромные продажи, From Software решили продолжить гнуть свою линию. И что мы имеем в итоге? Sekiro: Shadow Dies Twice – игра года 2019, по версии The Game Awards.
За эксклюзивами Sony в наше время плотно закрепились такие эпитеты, как "качественный", "высокобюджетный", "сюжетно-ориентированный" "причина купить консоль" и т.д. Если игрок берёт консоль, то первое, на что он обращает внимание, это её эксклюзивы. Demon's Souls же слегка отличается от подобных эксклюзивов. Это не кинематографический голливудский блокбастер как Uncharted, не пост-апокалиптическая драма как The Last of Us, не эпический пафосный фэнтези-боевик как God of War. Это в первую очередь игра, а не кино. И это не именно то, чего в современной игровой индустрии очень не хватает.
Купив PS5 и запустив Demon's Souls впервые, человек который до этого не играл в игры с ходу поймёт, что это такое. Это не попкорновое зрелище на два вечера на лёгком уровне сложности ради хорошего сюжета. Так игру можно и "на ютубе пройти". Это, чёрт побери, опыт, которого ни одна другая форма искусства подарить не может. Bluepoint Games рассказывали журналистам о том, что хотели ввести "лёгкий режим", когда начинали разработку, но отказались от него, ибо "это будет не та игра". И правильно сделали. Оставьте кинематографичность на старте консоли "Человеку-Пауку" от Insomniac Games.
Эпоха ремастеров/ремейков
К сожалению, мы живём в эпоху застоя. Новые проекты появляются на рынке всё реже. Гораздо проще сделать очередного "Ассассина", пусть он и будет в корне отличаться от предшественников, ведь его громкое имя и репутация смогут продать его публике. И отдельное место в эту эпоху занимают не просто новые части известных франшиз, но ремейки и ремастеры старых игр.
Думаю, моду на ремейки старых игр можно смело приписать Capcom за их ремейк первого Resident Evil. Оригинальный Resident Evil вышел на PS1 в 1996 и обзавёлся ремейком в следующем поколении консолей уже на Nintendo GameCube и оставался его эксклюзивом почти 10 лет. Несмотря на знакомый каркас, игра, по словам самого геймдизайнера обоих версий Синдзи Миками, отличается от прошлой на 70%. Это касается и геймплейных механик, которые появились только в последующих частях серии, и некоторых сюжетных изменений, которые повлекли за собой добавление новых локаций и сюжетных линий. После этого, в 2004, на всё тот же GameCube вышел ремейк первого Metal Gear Solid, который был уже не так удачен, но это дела минувших дней.
В наше время же, ремейки и ремастеры старых игр стали нормой. Никого сейчас не удивишь облагораживанием трилогии Crash Bandicoot с PS1 и натягиванием HD текстур на вторую Мафию. Capcom же, такое ощущение, что держится на плаву только за счёт ремейков. И если первый Dark Souls уже получил свой ремастер, то Demon's Souls ждал целое поколение.
Сейчас как нельзя лучшее время рассказать игрокам, с чего началась душная серия, вместе с запуском "некст-гена". А через пару лет уж и Elden Ring готов будет, фанатам творчества Миядзаки хватит наиграться.
Атмосфера безысходности
Графика в играх понятие уж очень субъективное. Кто-то вот до сих пор на серьёзных щщах считает, что в Майнкрафте плохая графика. Но вот чего в играх можно достичь при любой графике и стилизации, так это атмосферы.
Делается это разными приёмами, как визуальными, так и игромеханическими. Вы можете расставить в вашей сцене правильный акцент освещения и она уже будет ощущаться совсем иначе, чем с общим светом. Саундтрек вашей игры может дополнять визуальную картинку дополнительными деталями, ещё больше сгущая краски и раскрывая предмет локации или персонажа с некоторых новых сторон.
Серия Souls славится своей работой с атмосферой. Это те игры, в которых вам практически никогда не бывает уютно. На вскидку могу вспомнить разве что Маджулу из DS2, как локацию, в которой более-менее спокойно. Эта работа с атмосферой достигается не одной лишь сложностью игры, но и многими другими художественными средствами. А для чего ещё нужен некст-ген?
Современные технологии позволяют создавать такие сцены, что даже представить себе не могли игроки ещё 10-20 лет назад. И лучше всего этот прогресс виден в сравнении сцен из игр разных жанров. И так уж вышло, что чего-то более мрачного, чем Demon's Souls на старте PS5 попросту нет. Тем самым, она ставновится своеобразным бенчмарком, наглядной демонстрацией того, что можно достичь в наше время с помощью современных технологий. И это очень важно, когда речь идёт об игровой индустрии, способной вызывать у игроков самые разнообразные эмоции.
Вывод, который вы и так сделали сами
Demon's Souls – идеальный стартовый эксклюзив, поскольку в сумме с остальными проектами способен показать пользователю всё разнообразие современной игровой экосистемы, делая при этом акцент на сложном игровом процессе. Скорее всего, Sony рассчитывали стартовыми эксклюзивами покрыть максимально возможную базу игроков. SackBoy: A Big Adventure – красочный классический платформер для детей и родителей, упор в котором сделан на процесс развлечения и обучения платформерным механикам. Spider Man: Miles Morales – сюжетное расширение хита прошлого поколения, рассчитанное на основную аудиторию. В меру кино, в меру игра. Demon's Souls – испытание для самых искушённых игроков, готовых войти в мрачный мир тёмного фэнтези, в котором нет места расслабленности.
И за это стоит отдать Sony должное. За то, что они не бояться выставлять относительно нишевый продукт (кое-кто всерьёз до сих пор считает серию Souls развлечением для извращенцев) в стартовой линейке игр и гордиться этим. У меня всё. Спасибо за прочтение. Надеемся на скорый порт на ПК.