12.02.2017
Генна Сосонко
Один очень известный гроссмейстер, гордясь талантом своего трехлетнего отпрыска, спрашивал у того: «Скажи-ка, милый, какого цвета поле а1?»
«Белого», - отвечал ребенок.
«А если подумать?» - продолжал совершенно не обескураженный родитель.
«Черного!» – восклицало дитя, и торжествующий отец победоносно обводил глазами зрителей.
Каждый из нас с детства знает, как расставляются фигуры на доске, и что крайнее поле слева – всегда черное. Не будем углубляться в историю игры, но считается, что общеупотребительной такая расстановка стала пять с лишним веков назад после выхода в свет книги Педро Дамиано (Рим, 1512).
С тех пор фигуры расставляются именно таким образом, за исключением случаев, когда этим занимаются люди, к шахматам имеющие отдаленное отношение. В кинофильмах, на выставках, в рекламных объявлениях, в витринах магазинов, на карикатурах и на картинах зачастую можно увидеть неправильно положенную доску и – как следствие – неверно расставленные на ней фигуры. Но обращают на это внимание только шахматисты.
Голландский писатель и довольно сильный шахматист Тим Краббе попытался найти объяснение этому явлению, встречающемуся, по его мнению, даже не в соотношении фифти-фифти, что было бы естественно, но почти всегда.
Вашему вниманию шахматные комплекты рекомендованные международной шахматной федераций ФИДЕ
Однажды, путешествуя по Новой Зеландии, Тим остановился в шикарном отеле на берегу океана. Краббе вспоминает: «В лобби я увидел замечательные, сделанные из камня декоративные шахматы, которыми наверняка никогда не была разыграна защита Нимцовича. Будучи шахматистом (когда я получаю шоколадный шахматный набор, последним я съедаю короля), я не мог сдержать искушения, чтобы не развернуть доску на 90 градусов и расставить фигуры надлежащим образом. После чего отправился в длительную прогулку вдоль океана. Замечательный черный песок, лениво набегающий на берег прибой, пустынный пляж. По возвращении в гостиницу я увидел, что доска снова развернута, и фигуры расставлены тем же образом, как стояли раньше. Наверное, - подумал я, - они полагают, что именно такая расстановка наиболее естественна, да и выглядит много красивее. И когда однажды меня должны были сфотографировать для статьи не на шахматную тему, я специально повернул доску так, чтобы поле а1 было белым. Я сказал себе - эти пижоны обратили меня в свою веру».
Не уверен, что соотношение неправильно положенной (вне турнирного зала) доски так уже значительно превышает пятьдесят процентов, но примерам действительно несть числа.
Это относится к открыткам:
Сценам из кинофильмов:
Но прежде всего к различным декоративным, подарочным комплектам.
Партия началась, и довольно много фигур и пешек ушли уже на покой, но когда шахматы расставлялись, еще ведь можно было проверить, правильно ли положена доска. Хотя, конечно, партия могла быть и не первой...
* * *
Однажды Краббе в одной из папок своего обширного архива обнаружил фотографию, вырезанную из какого-то глянцевого журнала.
«Это замечательное фото к шахматам имеет, конечно, только косвенное отношение, - замечает Тим. - Тем не менее, и доска расположена правильно, и фигуры расставлены так, как им и положено стоять в начальном положении. Но! Обратите внимание на ход, который намеревается сделать девушка. Невероятно! Она собирается пойти слоном с1!»
Вы тоже думаете, что девушка желает вывести слона с1, что так возмутило голландца? Я полагаю, она просто положила руку на бедро, но, конечно, здесь возможны разные мнения. Впрочем, взгляните сами, у вас глаза лучше, чем у меня.
* * *