Найти в Дзене
История и культура Евразии

Хлеб и свадьба у тюркских народов Северного Кавказа в прошлом

Оглавление

Свадебное мероприятие у тюркских народов - это целый комплекс действий и мероприятий, которым придается огромное значение. Подчас даже большее, чем последующая совестная жизнь супругов.

Несмотря на то, что тюрки были в основном кочевниками, хлеб и мучное ценились у них как священные.

В этой связи, есть легенда о том, как мать искала хорошую невестку для своего сына и обошла под видом нищенки все дома в округе, где были девицы на выданье. И везде, просила дать ей остатки теста после замеса. Большинство выносили чуть не тазик, и только одна сказала, что у нее нет остатков. Это показало матери, что девушка ценит хлеб. К ней и послали сватов.

Сваты обычно посещали дом невесты несколько раз. Во время последнего, сваты ждали угощение, которое означало, примут ли их предложение. Если на столе появлялись свежеиспеченный хлеб и мучная халва, то значит свадьбе быть.

В отличие от тюркоязычных народов Дагестана, балкарцы угощали сватов самыми лучшими блюдами с первого посещения ими дома девушки. Но этикет требовал, чтобы отец девушки выражал свое согласие или отказ и причину отказа через состав угощения, в том числе через мучное изделие. Так, например, если на стол «подавалось парное молоко, сваты должны были понять, что невеста еще очень молода. Кипяченое молоко – не достигла брачного возраста, айран – у невесты старшая сестра еще не вышла замуж, а по обычаю, младшей не полагалось раньше нее выходить замуж. Густой айран – старший брат еще не женат, по обычаю балкарцев, она также не могла выйти замуж до тех пор, пока он не женится. Айран с грибами – в доме много маленьких детей, родители ухаживать за ними не в состоянии и поэтому она выйти замуж пока не может. Айран, приготовленный в маслобойке, – невеста отказывается от брака. Масло на столе – невеста богатая. Сыр – невесту сватает много женихов. Яйцо в сметане – родители невесты хотят узнать подробнее о женихе. Если перед старшим из сватов ставили отдельно один кусочек печени, это значило, что им надо посетить дом невесты еще один раз. Поданный в отдельной тарелке кусочек жареного легкого заключал в себе вопрос о материальном положении жениха. Колбаса из желудка («жерме») – семья жениха среднего достатка. Колбасой из печени («сохта») давали знать, что переговоры будут идти успешно. Колбасой из мяса – просят большой калым. Шашлыки означали: надо сделать много подарков. Три ребра барана – ждем ответа при третьем посещении. Если сторона невесты хотела дать знать, что исход будет удачным, то на стол подавалась вареная курица. Половина курицы или индюка – надо платить половину калыма - Кудаев М.Ч. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988. –124 с.

-2

Сваты, также приносили с собой во время визитов сладости, сдобную выпечку. Представители этнической группы азербайджанцев в Дагестане терекеменцы до свадьбы присылали в дом невесты 10-15 живых кур, одного барана и 9 блюд халвы.

Терекеменские и кумыкские женщины считались самыми искусными мастерицами по выпечке хлеба и хлебных изделий во всем Дагестане и Северном Кавказе. Прежде всего, следует отметить, что свадебную выпечку они готовили только из муки яровой пшеницы, считая, что тесто из такой муки обладает большей вязкостью (озекли – кум., езли – азерб., терек.). Кроме того, для свадебной выпечки выдержанное тесто повторно тщательно вымешивали и снова ставили на 30-40 минут в теплое место, чтобы оно еще раз подошло. Такой хлеб, рассчитанный на большое количество людей, долго сохранялся свежим. У северных кумыков такой хлеб назывался «ятыкъ этмек», а у южных кумыков – цIап этилган этмек - монография Б.Алимовой и А.Амирхановой Мучные изделия в свадебных обрядах тюркоязычных народов Дагестана и Северного Кавказа
-3

При изготовлении свадебного хлеба были свои условия:

Тесто месила взрослая, но не пожилая женщина, у которой сложилась семейная жизнь. Выпекание хлеба также доверялось ей. Украшать хлеб допускались засватанные девушки. Мужчинам во время выпечки хлеба присутствовать запрещалось.

Таким образом, хлеб и мучное было если не главным, но обязательным на свадебном пиршестве. Именно хлебу придавалось сакральное значение на всех этапах сватовства, приготовления к свадьбе и на самом свадебном торжестве.