С момента попадания Гарри Поттера в школу чародейства и волшебства Хогвартс, между ним и преподавателем зельеварения Северусом Снейпом возникает взаимная неприязнь, которая лишь растёт с каждой книгой, вплоть до неожиданного клиффхэнгера в последней части. Однако внимательный читатель (и зритель, если вы смотрели лишь фильмы) мог заметить, что их вражда возникла не на пустом месте и, при других обстоятельствах, всё могло сложиться иначе.
1. Распределяющая шляпа и дошкольные встречи
Знакомство с волшебным миром начинается для Гарри с добродушного полувеликана Хагрида, слегка надменного Драко Малфоя и простоватого но доброго семейства Уизли. И это во многом определяет его дальнейшую судьбу. Драко напоминает ему его кузена Дадли, чем вызывает отторжение, а Рон, напротив, завоёвывает симпатию, потому что он сын женщины, которая помогла Гарри в трудную минуту, плюс не заносчив и много знает о волшебном мире. Да и общего у них с Гарри тоже не мало — оба привыкли жить в бедности, донашивая одежду за другими. Именно от Хагрида и Рона Поттер узнаёт, что Волдеморт учился в Слизерин, как и многие его сторонники. Не знай Гарри такой информации, шляпа отправила бы его прямиком туда же, без особых раздумий. И это могло изменить многое, в том числе и отношения с мастером зелий.
Как мы узнаем позже в седьмой книге, у Снейпа не было определённого мнения о Поттере до их первой встречи. Да, Гарри похож внешне на своего отца Джеймса, того самого Джеймса Поттера, с которым в школьные годы враждовал Северус и который женился на его возлюбленной. Но также Гарри и сын Лили Поттер (в девичестве Эванс), подруги и возлюбленной Снейпа, от которой мальчику во внешность достались только глаза. В день распределения, Северус изучал Гарри с интересом, и именно попадание на Гриффиндор, где учились родители Гарри, в купе с внешностью и привычкой попадать в передряги, вызвали у Снейпа ассоциации лишь с Джеймсом. Попади Гарри на любой другой факультет, таких предубеждений могло и не быть.
2. Дошкольная подготовка
Снейп был хорошим учеником и талантливым волшебником, адаптировал зелья и придумывал новые заклинания. Будь Гарри чуть больше похож на Гермиону, и будь он в состоянии ответить хотя бы на пару вопросов Снейпа на первой занятии, то, опять же, мнение могло сложиться иным. Отсутствие ответов и безобидное, с точки зрения Гарри, высказывание, воспринялось профессором как безалаберность вкупе с дерзостью. Что, опять же, напомнило ему о Джеймсе.
3. Уроки окклюменции
И, наконец, третий случай, где ошибку совершил уже сам Северус. Если бы он подошёл к процессу частных уроков с Гарри ответственнее, и вёл себя как взрослый человек, а не выплёскивал на ни в чём не повинного подростка свои юношеские обиды, это могло бы их немного сблизить. Равно как и если бы он не вышвырнул Поттера из кабинета, когда тот подглядел его воспоминания. Можно было поговорить, спросить его мнение обо всём этом. Возможно рассказать о том, какой была его мама в школьные годы. Всё это могло стереть часть былых разногласий. Но этого не произошло, потому что вместо уравновешенного мужчины в том кабинете был живущий прошлым Снейп.