Последние полчаса была полная тишина. Но вы никогда не знаете, на какие шалости способен ребенок...
В моем мозгу пронесся стремительный поток мыслей: что же ей оставалось делать, пока она была одна? Покрасила стену? Открыла шкаф и вытащила все книги? Или что-то еще? Затаив дыхание, я пошла проверять. Я была ошеломлена, увидев, что она собрала 36 частей головоломки правильно и идеально. - Мама, это корова, лошадь, овца а это утка.
Я была счастлива, что она может сделать это сама, и гордилась ее достижениями. Она подняла свои собственные стандарты интеллектуальных навыков, от решения небольших головоломок из 6-10 частей до больших головоломок из 36 частей. И этот прыжок она совершила сама, без моих подсказок, он был быстрым и превзошел все мои ожидания.
Мои усилия окупались. Я вспомнила о том, что первые 6 лет жизни ребенка имеют большое значение для развития мозга ребенка. Вы должны обеспечить ему благоприятную среду и стимулировать его мозговую активность, чтобы помочь ему полностью реализовать свой потенциал. Не сдерживайте своего ребенка под предлогом того, что он не будет напрягать его новой работой, словарным запасом или играми. Я, помня об этом, занималась с дочкой с утра до вечера.
Вот, что именно я делала:
1. Просто общалась
Я постоянно разговаривала со своей любимой дочкой (не будет преувеличением сказать, с самого ее рождения). Я привыкла проговаривать каждое свое и ее действие. Я также отмечала каждый предмет, на который она смотрела, например дверь, тарелку, коляску, обувь: ощущение ветра, тепла, холода; Вкус - кислый, сладкий, соленый - и так далее - буквально все. Таким образом, к тому времени, когда ей исполнилось 9 месяцев, у нее был хороший словарный запас, хорошее понимание всех видов деятельности, которые люди делали вокруг нее, и было понимание, что означает каждый вкус.
2. Почти с самого рождения мы читали книжки
Книги играют очень важную роль, как в развитии мозга, так и в языковых навыках, а также являются первым шагом к развитию общей моторики (удержание книги, переворачивание страниц). Я познакомила ее с тканевыми книгами и мягкими губчатыми книгами еще в 2 месяца, настольными книгами в 5 месяцев, в год и с бумажными книгами. Она любила по долгу разглядывать красочные предметы, животных, птиц и геометрические формы и буквы из учебных пособий для ее возраста. Примерно ей в это время было 9 месяцев, он с удовольствием слушала простые короткие истории из иллюстрированных книг (никаких длинных сказок!). А еще мы читали книги "активности" (где есть игры-задания, совпадение теней, нахождение похожих объектов и т.д.) после того, как ей исполнилось уже 2 года.
3. Всегда задавала вопросы, даже тогда, когда мне приходилось на них отвечать самой
Знакомясь с книгами, я называла предметы, которые она видела, затем постепенно начинала описывать их (форму, цвет, полезность), если это была книга о животных или птицах - объясняла среду, в которой они находятся, и т. д. А потом всегда задавала ей вопросы (указывая на кролика) - вместо того, чтобы спросить " что это?", я рассказывала и задавала вопросы - "У него длинные уши, короткий пушистый хвост, он мягкий и белый, как хлопок?”. Я продолжала задавать ей вопросы, даже когда мы шли в какой-нибудь магазин или гулять на детскую площадку. Мы играли в игру "я шпион" в доме и на открытом воздухе, я описывала предметы и просила ее угадать их. Нам обоим это приносило массу удовольствия.
4. Пусть ваши дети исследуют - осязают, чувствуют, обоняют, пробуют на вкус
Я поощряла ее естественную склонность, как и всех детей, исследовать окружающий мир. (Но, конечно, с осторожностью). Я никогда не мешала ей играть с камнями или грязью на детской площадке или другими вещами, такими как вкус кислого лимона или горькой тыквы, запах цветка, ветки дерева и т. д. Так она сама узнала, что камни твердые, грязь мягкая, лед холодный, бумагу можно рвать руками, резинки эластичные и так далее. Вещи, которые не были безопасны для нее, мы с мужем и бабушкой объясняли ей и держали вне досягаемости - например, прикосновение к горячей чашке чая могло обжечь кожу, нажатие на стеклянную дверь могло разбить стекло, игра с острым предметом могла повредить и т. д.
5. Музыка - танцы и любая физическая активность
Дети любят музыку, и я не была удивлена, когда на днях она спела почти всю песню "белые кораблики по небу летят" и мне нравится, как она начинает танцевать, как только заслышит звуки музыки где угодно. Теперь она поет уже довольно много песен. И похоже, что теперь у нее развился хороший музыкальный слух, потому что она слушала много музыки с детства. Я также заметила, что успокаивающая инструментальная классическая музыка с легкостью успокаивает ее. А активный танец становится хорошей физической тренировкой, чтобы направить бесконечную энергию ребенка. А пение и прослушивание песен становится эффективным умственным занятием.
6. Вечером я задавала ей вопросы: как прошел день?
Дети в наши дни очень ловко пользуются нашими смартфонами, и фотографии - их любимая часть. Хотя я ограничила ее общее время гаджетов (телефон, телевизор) до 30-45 минут, я хорошо использую фотографии, которые она видит, чтобы построить свою цепочку событий прошедшего дня. Перед тем как собраться ложится спать мы садимся вместе за телефон и смотрим сегодняшние фотографии. Я ей задаю вопросы «что тебе запомнилось из прогулки больше?» «А почему ты, сказала, что Петя плохой?», «Что тебя так развеселило в разговоре с тетей?». Ежедневные разговоры о прошедшем дне, помогают и на следующий день сохраниться яркие воспоминания о произошедших событиях.
А также, всякий раз, когда она видит старые фотографии, я описываю ей, что это было за событие, что она делала, кто присутствовал, какие места мы посетили и т. д. После нескольких повторений это упражнение помогло ей построить в памяти четкую картину о прошлых событиях, а также она узнает людей по фотографиям, даже если мы разглядываем их через многое время.
7. Все дети любят свободу – позвольте им быть самостоятельными по максимуму
Я всегда воспринимало нормальным, если она проливала немного воды или еды на стол, но она научилась держать свою собственную ложку и чашку. Ей требовалось много времени, чтобы надеть туфли, в большинстве случаев она надевала их не на ту ногу, но теперь она носит их идеально. Дети сами разбираются в вещах, и нам не нужно объяснять им, как это делать, нам нужно просто некоторое время не мешать им. Я счастлива, что мой ребенок ест самостоятельно, может расчесывать волосы, чистить зубы и надевать самостоятельно обувь. Я всегда поощряла ее делать эти простые действия, даже если они изначально отнимали много времени, и она не могла делать их вообще.
8. Соответствующие возрасту игрушки, искусство и ремесла
Используя соответствующие возрасту игрушки, такие как строительные блоки, лего, пазы для развития грубой моторики, некоторые простые искусства, такие как складывания животных из бумаги, наклеивание наклеек на бумагу, раскрашивание все это крайне полезно для развития крупной и мелкой моторики. Головоломки различных видов для стимуляции мозга и т. д. Все это нам очень помогло.
9. Научите вашего ребенка логически мыслить и принимать решения
Дети, естественно, думают логически, и мы просто должны поощрять это, чтобы стимулировать их мозговую активность и улучшить их мыслительный процесс. Я всегда стараюсь рассуждать с ней (там, где это возможно). И у нее выработалась такая же привычка. Я иногда заставляю ее выбирать между двумя вещами - например, какое платье она хочет надеть или в какую игру она хочет поиграть - принятие решений является хорошим стимулятором для мозга.
10. И не забывайте про правильное питание
Хорошая еда - это ключ к хорошему развитию и хорошему настроению. Здоровое тело питает здоровый ум. К счастью, моя дочь не привередлива в еде, но бывают дни, когда она доставляет мне, наверное, как и все дети, неприятности. Сбалансированная питательная диета крайне необходима для развития мозга вашего ребенка - овощи, фрукты, яйца, бобовые, молоко (в нем есть жизненно важные питательные вещества, необходимые для развития мозга), рис, цельнозерновой хлеб, творог, сыр и т. д.
И, конечно же, мороженое иногда и немного сладостей время от времени.
Хорошее сочетание всех этих занятий принесло моей дочке пройти быстрее долгий путь, она хорошо владеет своей речью, у нее хорошо развиты двигательные навыки, она поет, танцует, с удовольствием решает самостоятельно головоломки, и быстро учит наизусть стихи. И особенно меня радует ее самостоятельность. Небольшое усилие с нашей стороны окупается в долгосрочной перспективе, делая ребенка готовым к своему будущему.