Практически на протяжении всей истории Северный Кавказ был зажат между империями. В седьмом и восьмом веках арабские халифаты боролись с тюркско-хазарским каганатом за контроль над его стратегическими горными перевалами, ключевыми узлами на Шелковом пути. В XVIII, XIX и начале XX веков британские агенты стремились ограничить экспансию Российской империи в сторону Османской империи и Персии. Сегодня чеченские националисты и джихадисты продолжают оспаривать контроль России над регионом и его нефтегазовыми ресурсами.
Эти империи спроецировали свои представления на народы Северного Кавказа. Во время завоевания России в 19 веке опыт Пушкина, Лермонтова и Толстого помог сформировать русский романтизм: их северокавказцы дикие и свободные, храбрые, но, прежде всего, изолированы и разделены по языку, этнической принадлежности и географическому положению. Однако средневековый город Магас показывает нам, как северокавказцы порой собирались вместе, чтобы оставить свой след в мире.
В средневековый период самым могущественным северокавказским царством была Алания, которая доминировала в регионе с конца девятого до начала двенадцатого веков. Цари Алании вступили в брак с византийскими, грузинскими и хазарскими царями; за их королевством ухаживали из-за его стратегического положения и знаменитых воинов. Но в их царстве не было письменных свидетельств, кроме коротких надписей, поэтому мы очень мало о нем знаем - даже о том, какая часть Северного Кавказа была его сердцем.
Один из самых важных вопросов об Алании - это расположение ее столицы, Магаса. Очевидно, это был крупный центр с долгой историей оккупации, о чем говорили арабские, персидские, китайские и монгольские географы и историки с 10 по 13 века. По словам географа аль-Мас'уди, писавшего в 940-х годах, Магас был владением аланских царей и находился в густонаселенной стране с деревнями, расположенными так близко друг к другу, что петухов в одной деревне можно было услышать в следующий. Магас также был сильно укреплен и располагался в густо лесистой местности. Когда монголы вторглись на Северный Кавказ в 1239 году, им потребовалось три месяца, чтобы захватить Магас, после чего большая часть его населения была уничтожена. Это событие сделало имя монгольского полководца Мункэ, будущего хана Монгольской империи.
Учитывая это историческое значение, историки и археологи искали Магас почти 200 лет, и многие места были предложены для его местоположения. Это даже превратилось в политический вопрос, поскольку различные северокавказские автономные республики в составе Российской Федерации стремятся повысить свою легитимность, претендуя на наследие Алании. Однако у всех ранее предложенных участков Магаса есть серьезные проблемы: принадлежность к неправильным временным периодам или отсутствие признаков насильственного уничтожения.
Теперь, возможно, место Магаса наконец-то было найдено. Крепость Ильичевское находится в Краснодарском крае, недалеко от автономных республик, которые утверждали, что являются наследниками Алании, и поэтому ранее не привлекались. Тем не менее, он соответствует нашим текстовым описаниям Магаса больше, чем любой ранее предложенный. Это место, населенное с 10-го по 13-й века, и расположенное в естественном защищенном месте, на узком покрытом лесом плато между реками Кувой и Урупом. В нем также есть несколько самых ранних церквей, найденных где-либо на Северном Кавказе. Эти церкви были разобраны, а затем отстроены заново в начале 10 века, вероятно, в результате кратковременного отказа аланских королей от христианства. Это событие, известное из рассказа Мас'уди,
Но впечатляют размеры Ильичевского. Ильичевское, шириной почти 15 км и охватывающее территорию в 600 гектаров, на сегодняшний день является самым крупным памятником на исторической территории Алании. Для сравнения: это больше, чем любой город Западной Европы того периода. Он был сильно защищен семью линиями обороны общей протяженностью 2,5 км, включая стены толщиной до шести с половиной метров.
Несмотря на эти оборонительные сооружения, похоже, что в середине 13 века Ильичевское подверглось разрушительной атаке. Одна из его церквей сгорела и не была восстановлена. Остатки его деревянной крыши были найдены на полу церкви, наконечник стрел монгольского типа был найден у разрушенной стены, а непогребенное тело ребенка, все еще носившего украшения, было обнаружено на крыльце церкви. Хотя мы не можем быть уверены в этом без дальнейших раскопок, эти свидетельства указывают на разрушение церкви во время нападения монголов.
Если мы действительно сможем отождествить Ильичевское с Магасом, мы, наконец, сможем определить местонахождение центра Алании в Верхней Кубани на Северо-Западном Кавказе. Этот регион горных долин и плато был примечателен своей густонаселенностью и тесными связями с Византийской империей. Десятки церквей построены в византийском стиле; его население приняло византийские погребальные обычаи и выставляло византийские товары в качестве личных украшений. Расположение Магаса в этом регионе ставит принятие христианства и связь с внешним миром в центре истории Алании.
Раскопки на Ильичевском показывают, что в конце девятого или начале десятого века аланские правители переправили через горы каменщиков и архитекторов с Южного Кавказа и Византии. Там они построили первые церкви в этой части Северного Кавказа. Позже византийские каменщики помогли построить массивные стены, с помощью которых аланские правители продемонстрировали свою силу и влияние. Определение местонахождения Магаса помогает нам понять, что, вопреки историческим повествованиям, сосредоточенным на этнической принадлежности, народы Северного Кавказа вовсе не были изолированы или разделены, но как раз наоборот.