Советский и российский заднеприводный автомобиль 3 группы малого класса с кузовом типа универсал. Разработан на Волжском автомобильном заводе. Выпускался с 1984 года по 2012 год.
Серийный выпуск автомобиля ВАЗ 2104 был начат на Волжском автомобильном заводе во второй половине 1984 года. Параллельно с новой моделью выпускали аналогичный по классу автомобиль ВАЗ 2102, который к апрелю 1985 года был полностью снят с конвейера. От автомобиля ВАЗ 2102 «четвёрке» достался ряд оригинальных деталей, касающихся задней части авто.
При создании этой модели конструкторы руководствовались важной особенностью того времени: создание новой модели с минимальными затратами на производство и максимальным потребительским эффектом. Поэтому за основу была взята модель ВАЗ 2105.
После удлинения крыши появились выштамповки для усиления жесткости. Такая конструкция кузова позволяет разместить на крыше длинный багажник, перегружать который не рекомендуется, так как расчётная жёсткость кузова универсала значительно ниже, чем у седана.
Задняя дверь открывалась вверх, на ней было применено абсолютно новое решение - обогрев заднего стекла и стеклоочиститель, - до 1994 года использовавшееся только в производстве автомобилей, шедших на экспорт, а затем вошедшее в стандартную комплектацию.
В конце 1990-х годов несколько лет выпускалась улучшенная модификация ВАЗ 21043-20, оснащённая пятиступенчатой коробкой передач, рейлингами на крыше, электрооборудованием и салоном с анатомическими передними сиденьями от ВАЗ 2107.
В 1999 в Тольятти мелкой серией стала выпускаться модификация ВАЗ 21045 с дизельным двигателем ВАЗ 341 производства «Барнаултрансмаш» объёмом 1.52 литра с топливным насосом высокого давления Bosch. С 2005 года предполагалась установка более мощной версией дизельного мотора объёмом 1.8 литра, но эти планы остались нереализованными.
Дизельная модификация отличалась значительно большей стоимостью и меньшей мощностью силовой установки, несмотря на то, что в те года дизельное топливо стоило заметно дешевле бензина, экономическая целесообразность приобретения данной версии была под сомнением.
Конструктивные особенности.
Так как передняя часть авто идентична моделям с кузовом седан, серийному отопителю сложнее согреть больший объём салона в холодный период года. Задняя часть авто часто запотевает в холода. У авто штатно отсутствуют задние вентиляционные отверстия для сброса салонного воздуха, что затрудняет процесс закрытия дверей. По сравнению с ВАЗ 2105 или 2107, имеет меньшую максимальную скорость (данные из «инструкции по эксплуатации» 137 км/ч против 142 км/ч) в связи с изменённым передаточным отношением главной передачи — 4.44 против 4.3 на седане. Задняя дверь подвержена загрязнению дорожной грязью, локально затягиваемой при движении на больших скоростях в зону пониженного давления — исправляется установкой на 5-ю дверь верхнего дефлектора, подающего более чистый воздух с крыши. Еще существует способ, как избежать накопления грязи на задней двери — это изменение конструкции заднего бампера — нижнюю часть надо выгнуть в обратную сторону и закрыть щель между бампером и кузовом — пластину 1 метр на 15 см посередине. Бензобак объёмом 43 литра (против 39) расположен горизонтально под днищем багажника без дополнительной защиты — есть вероятность повреждения при движении по пересеченной местности.
Какие же отличия от бензиновой версии?
1. Дополнительная шумоизоляция моторного отсека.
2. Усиленные передние пружины подвески.
3. Главная пара 3.91 (у бензиновой 4.1).
4. Завёрнутая петлёй выхлопная труба (во избежания загрязнения сажей правого фонаря);
5. На панели управления: наличие кнопки подогрева топливного фильтра, а также индикатора разогрева свечей накаливания.
К сожалению в 2004 году производство ВАЗ-21045 было прекращено, оставшимися неустановленными дизельными двигателями в количестве 500 штук была укомплектована партия новой модификации ВАЗ-21055.
#ваз #ваз2104 #lada #автопром #авто #интересные факты #транспорт #ретро