Найти тему

Овцы ели людей? Причем тут английская промышленность?

В 16 веке в Англии, как это ни странно, овцы начали есть людей. Конечно, не в прямом смысле этого слова. Просто фраза "Овцы съели людей" стала знаменита после высказывания известного писателя Томаса Мора: «О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что они поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города».

Так в чем же дело? А дело в том, что в Англии того времени широкое распространение получила политика огораживания. Если вкратце, то земля юридически принадлежала лордам, а работали на ней крестьяне, обязанные выплачивать ренту. В общем, типичная средневековая схема. Только вот этой средневековой схеме постепенно приходил конец. Причин было много: Великие Географические Открытия, сделавшие из европейских государств колониальные империи, генезис капитализма, развитие английской суконной промышленности... На последнее стоит обратить особое внимание.

В условиях развития промышленности и торговых отношений лорду уже было не так выгодно выращивать на своей земле овощи, да еще и делиться с крестьянами, которые всю работу и выполняли. Куда выгоднее было удовлетворить спрос промышленников на дорогостоящие товары. В частности, овечью шерсть. Поэтому, в погоне за прибылью, лорды превращали свои земельные наделы в пастбища для овец. А крестьяне при таком раскладе ни к чему. Вот они и выгонялись с земель, на которых всю жизнь работали. В этом и заключалась политика огораживания.

Что мы имеем в итоге? Лорды массово производят шерсть, а крестьяне остались совсем без земли, пусть она и раньше им не принадлежала. Обедневшим крестьянам некуда было податься, поэтому они стали перебираться из деревень в города. У бедняка оставалось два варианта: бродяжничество или становиться наемным рабочим.

-2

Не сложно догадаться, что при таком притоке рабочей силы она становилась значительно дешевле. И если простым ремесленникам одиночкам теперь только стало проще достать овечью шерсть для своих изделий, то мануфактуры получили возможность за гроши нанять обедневших крестьян и значительно расширить производство. Упустить такую возможность - чистый убыток. С большим количеством сырья и дешевой рабочей силой предприятия начали расти, вертеть большими капиталами, увеличивалось население городов, а переход от аграрного хозяйства к промышленности шел уже значительно быстрее.

Таким образом, овцы действительно, в каком-то смысле, съели людей. Они вытеснили крестьян со своей земли и заставили их голодать или работать за копейки. Но это дало огромный толчок для дальнейшего развития промышленности страны.

Чему нас учит эта история? Иногда маленькое плохо может служить катализатором для большого хорошо. События, которые стали катастрофой для современников могут очень положительно оцениваться тогда, когда уже дали свои плоды.