Когда учился в училище, преподаватель по ТБ внушил нам, что инспекторы РГТИ очень грамотные и обмануть их не удастся.
И вот я в шахте. Получилось так, что на смене я оказался единственным слесарем. Посмотрел, что воды ещё мало, пошёл в забой посмотреть как проходчики работают. Прибегает взволнованный горный мастер и говорит, что у насоса меня ждёт инспектор в сопровождении председателя шахткома.
Пришёл. Инспектор представляется:
– Инспектор РГТИ по ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЮ ... (и называет свою фамилию). Почему насос не заземлён?
Я без задней мысли спрашиваю его:
– Почему Вы решили, что он не заземлён?
Не ожидая такой наглости от молодого рабочего, он повысил голос:
– Где штырь заземления?
Я ему отвечаю:
– Вы что не видите, что насос на ролике? Он передвижной! Какой штырь?!
Вижу, что инспектор начинает закипать:
– А что, если насос передвижной, его уже и заземлять не нужно?!!
Я ему объясняю:
– Передвижные механизмы заземляются заземляющей жилой кабеля.
Он начинает на меня натурально орать:
– Какая ещё заземляющая жила? Что ты мне врёшь внаглую?
Вот тут я натурально «уехал» – КАК?, инспектор по электроснабжению не знает, что в силовом кабеле есть жила заземления? Это что за инспектор по электроснабжению?
Промелькнула мысль – может, издевается? Но инспектор, яростно сверкнув глазами, громко рявкнул:
– Хватит врать, давай показывай!
О, чёрт, оказывается – точно не знает. Эх, хвост-чешуя, вот так инспектор!
Ладно, делать нечего, придётся провести импровизированный мастер-класс. Вырубил «групповой», выключил пускатель насоса. Открутил борно на эл/моторе насоса и борно пускателя. Показываю и объясняю инспектору:
– Вот кабель: три жилы подключены на фазы мотора, а без изоляции это и есть жила заземления – прикручена она на корпус мотора. Вот кабель приходит в пускатель. Три фазы подключены на выходные клеммы пускателя, заземляющая жила прикручена на корпус пускателя. Корпус пускателя подключен к общей заземляющей шине. Заземляющая шина подключена к штырю заземления. Что не так?
От его ответа я был просто в шоке:
– Ладно, поверю. Убедил.
Ну ни хрена себе! Новичок-шахтёр должен УБЕЖДАТЬ инспектора? Или инспектор должен это знать как «Отче наш»?
Некоторое время спустя, когда инспектор успокоился, я ему высказал:
– Насос железный. Стоит на железном ролике. Ролик стоит на железных рельсах. Рельсы уходят примерно на 20 метров в воду. Где заземление будет лучше – через рельсы или какой-то вшивый штырь?
Он ответил:
– В книге по ПТБ такой способ не описан. Значит, запрещён.
Когда я на следующий день пришёл на работу и рассказал слесарям, они ржали до слёз. А один старый шахтёр заметил мне:
– Запомни: ни черта они не знают – глупые как пробки. Не вздумай им рассказывать лишнего. Достанут придирками. Не отвяжешься.
P.S.
РГТИ – районная горно-техническая инспекция.