Триумф Фионы Эппл в этом году это, конечно, с одной стороны неожиданность, но с другой закономерность. Обласканная критиками и меломанами еще с 90-х, она, эта последовательница Тори Эймос и прародительница Регины Спектор, выпускает новую музыку, когда ей взбредет это в голову, и никто ей не указ.
8 лет с прошлого альбома? Да фигня. Могло и больше пройти, что такого.
Песни не рождаются у нее просто. Но все они выходят из такого душевного надрыва, с такой кровью и откровенностью, что это поражает. Она не щадит слушателей. И музыку не щадит. И себя. И подгонять себя под поп, рок или любые другие стандарты она не пытается. Даже не думает об этом.
Я вообще поражаюсь, как она смогла стать настолько популярной еще в эру MTV и оставаться актуальной после, исполняя такую некоммерческую музыку. А другие ее соседки в этом стиле откровенной женской эстрады стали максимум культовыми, но массово все же игнорируемыми.
А эта, творит, что хочет и как ни выпустит новый релиз, то тонет в елее от критиков и попадает на высшие места чартов. Вот и в этот раз 4 место в американском Биллборде и 1 в топе альтернативных и рок альбомов.
На сайте Метакритик альбом сразу занял первое место по сводному баллу от критиков различных изданий и слушателей – 100 из 100! Такой высокий балл не получал до этого ни один альбом! И за эти несколько месяцев после выхода он снизил свои позиции лишь на 2 пункта и все еще находится на первом месте среди лучших альбомов 2020-го. На других порталах похожая ситуация.
Это я про неожиданность. Теперь про закономерность.
Она в том, что Фиона с самого своего дебюта в 1996 каким-то непостижимым образом умудрилась поймать волну, влиться в группу других девушек-сонграйтеров, бренчащих на фортепиано или гитаре, и в то же время остаться вне этой группы, остаться непохожей на них. Быть чем-то лучше. Мода на Аланис Морисетт и Тори Эймос прошла. А вот на Фиону нет. В моменты неактивности ее забывают. Но каждый новый альбом встречают с восторгом, начинают снова носить на руках. И она умудряется не разочаровать.
Наверное, все дело в умении Фионы быть разной. Если от других девушек-сонграйтеров всегда было понятно, что ожидать, Эппл поражала разнообразием своей палитры.
А может дело в ее обжигающей откровенности и резкости. Она всегда выворачивает душу наизнанку и не лезет за словом в карман. Читать ее тексты не менее интересно, чем их слушать.
Пишет ли она песни, более понятные и хитовые? Нет! Прям вообще нет. Наоборот. Она пишет такие песни, что не знаешь, в какой раздел в магазине ее диск поставить (если бы магазины все еще существовали). И если первые ее альбомы еще более традиционны и понятны, то с последним сложно.
Так что же это за чудо такое записала мисс Эппл? Что же это за универсальный альбом на все времена, который нравится всем? Вот несколько тезисов.
- записывала она его дома, использовала обычную прогу в компьютере и подручные средства извлечения звука. Как, например, банки, контейнеры и даже кости своего умершего пса. Как вам такое?
- несмотря на это или благодаря этому, звучит альбом изобретательно и оригинально.
- на этот раз ее откровенность и честность бьет все рекорды. Она затрагивает самые тяжелые и больные для себя темы.
- эти темы важны не только для Фионы, а для всего общества. И они попадают в актуальную повестку сегодняшнего дня.
Но довольно перечислять все эти пункты. Давайте перейдем к альбому.
Во всех свежих статьях про Эппл и рецензиях на альбом пишется про то, что название альбома («Доставай болторезы») Фиона стащила из сериала «Крах», где героиня Джиллиан Андерсон расследовала преступления серийного убийцы, и такую фразу там произнесла, когда ей с полицией надо было попасть в дом, где маньяк держал свою жертву.
Это может показаться глупостью и позой экстравагантной певицы, но смысл на самом деле в этом есть. Для Фионы эта фраза означает не бояться говорить, что думаешь, открыть душу.
Она будто говорит: Я достану болторезы и взломаю эту дверь, за которой прячется эта маленькая испуганная раненая девочка. Я. Фиона. Хватит молчать. Хватит терпеть. Я выхожу. И я расскажу, что у меня на душе.
Забавно, что название альбома Фиона придумала до того, как написала одноименную песню. Ее она написала самой последней.
Как и на всем альбоме, в этой песне Фиона изливает нам свои обиды, комплексы, страхи. Она нестабильная личность, как и положено быть настоящему художнику. Ей через многое пришлось пройти и со многими демонами приходится бороться. И здесь она делится с нами своей обидой и гневом на окружающий мир за многую несправедливость. Например, за то, что в самом начале своей карьеры ее недооценивали, неправильно понимали, предавали, старались сбросить со счетов. Она была молода, наивна и многое принимала за чистую монету. Но она была искренна и честна. И смотрите, она все еще здесь.
Если покопаться в тексте, то можно найти отсылки к песням Кейт Буш, которую можно назвать учительницей и вдохновительницей Фионы. Но интересней слушать, как записана песня. В какие звуки оформлена эта история. Вся аранжировка – практически только бас-гитара и стук по подручным банкам, коробкам, тарелкам. А под конец музыкантам помогают собаки. Они лают и создают ощущение музыки, записанной дома. Совершенно правильное ощущение.
Но и еще важный момент - эта песня не спета, а рассказана. Фиона хорошая певица, но тут она не поет, она нарратор.
Эту песню она записала последней. А с чего же она начала?
(полный обзор в видео)