Официально проект стартовал зимой 2015. Но еще на стадии проектирования было ясно — строительство будет гигантское. Как и количество задействованных в процессе людей. Порядка миллиона человек, если считать всех, включая смежников. Стоимость тоже гигантская — почти 40 млрд. долларов. Во всяком случае, вначале она планировалась именно такой.
Сторонники проекта утверждали, что Америка может себе это позволить. К тому же будущие выгоды должны были с лихвой перекрыть все недостатки. Одной таких из выгод должно было стать изменение диспропорции на рынке жилья. Так, например, в Сан-Франциско цены на жилье просто зашкаливали.
Противники упирали на запредельную дороговизну и значительный ущерб экологии во время строительства.
В итоге — победили первые. В том числе и в судебных разбирательствах. Строительство началось.
Планировалось, что к 2029 новая “железка” свяжет Лос-Анджелес и Сан-Франциско. А затем дойдет и до Сан-Диего. Итого 1280 км. Расчетная скорость движения — 320 км/ч. Из “города ангелов” до города “Святого Франциска” — всего лишь за 3 часа. При цене билета в 50 долларов. Для сравнения на машине этот путь займет 7, а на обычном поезде — все 10 часов.
Однако, в процессе реализации стоимость проекта стала стремительно расти. К 2018 она подскочила до 78 млрд. Причем сроки окончания сдвинулись на 4 года, а предполагаемая длина дороги уменьшилась почти в 4 раза: до 275 км (Сан-Франциско — Мерсед). Но уменьшение длины никак не повлияло на рост стоимости: она продолжилась. А поскольку в 2019 стоимость дороги грозила достичь 100 млрд., правительство решило срочно остановить реализацию проекта.
К тому же, у него просто не было денег на продолжение финансирования: ни на федеральном, ни на региональном уровнях.
На сегодня удалось построить лишь 200 км из запланированных когда-то 1280.
Как считают специалисты, одна из причин неудачи — недостаточный контроль со стороны государства и полная непрозрачность проекта.
В общем, пока он повис в воздухе. Что будет дальше? Время покажет.