Найти тему

ТАНЦУЮЩИЕ СКИФЫ ГОРЫ ПОЛОСАТАЯ

Сегодняшний фоторассказ посвящён малоизвестной писанице Cреднего Енисея, находящейся на южном склоне горы Полосатая (Минусинский район Красноярского края). Сама гора находится в девяти километрах от озера Тагарского, в двух с небольшим километрах к северу от ныне не существующей деревни Кривая (Кривинское). О Полосатинской писанице учёные узнали от жителей Кривой: о наскальных рисунках - изображений животных и людей, - на береговом утёсе, расположенном недалеко от их населённого пункта, здешним крестьянам было известно с момента основания деревни (вторая половина XIX века, более точной даты, к сожалению, нет).

Гора Полосатая, Средний Енисей
Гора Полосатая, Средний Енисей

СПРАВОЧНО: "Писаницы", "писанцы", "писанные горы" - так с XVIII до начала XX века русское население Южной Сибири называло прибрежные утёсы с нанесёнными на них древними наскальными рисунками. Такое название местонахождений наскального искусства прижилось и в археологии.

В 1974 году первым с изображениями горы Полосатой работал археолог Минусинского краеведческого музея Н.В. Леонтьев. Петроглифы (их немного - всего несколько десятков) нанесены на шести ровных плоскости песчаника в технике выбивки. Писаница достаточно компактная, находится на береговой части горы. В удалении от берега, на скальных выходах степной части Полосатой рисунков нет.

Гора Полосатая, Средний Енисей
Гора Полосатая, Средний Енисей

В 2004 году петроглифы Полосатой копировались археологом Государственного Эрмитажа (г. Санкт-Петербург) С.В. Панковой. Вот что она сообщает о данном памятнике в своей публикации: "В литературе упомянут как «особо богатый комплекс» рисунков тагаро-таштыкского периода (Н.В. Леонтьев, Н.А. Боковенко, 1985 год), однако её изображения никогда не публиковались. Нами обнаружены и скопированы на микалентную бумагу 6 плоскостей с выбитыми изображениями. Пять из них находятся на самом мощном ярусе скальных выходов и одна ниже, в центре отдельного скального останца. Большая часть композиций представляет сцены сражений: пешие воины изображены с чеканами, булавами и, возможно, кистенями. У всех всадников (и некоторых пеших) на головах прически или уборы в виде хвостов. «Двуногие» кони под всадниками стилистически подобны коням Хызыл-Хая (поза, близкая «внезапной остановке», проработанный повод, отставленный хвост). Композиции отличаются обилием тесно расположенных фигур. На одной из плоскостей воины изображены с признаками пола. Сюжетно и стилистически композиции Полосатой можно сопоставить с известной выбивкой Тепсея V (О.С. Советова, 1995 г.). Среди выбивок Полосатой практически нет фигур с таштыкскими стилистическими приёмами, органично вписанных в композиции. Олени в характерной таштыкской позе на одной из плоскостей выбиты иначе, чем окружающие их фигуры, поэтому могли быть исполнены позднее. Судя по работам О. С. Советовой, батальные сцены и человечки в островерхих головных уборах были в равной степени характерны для тагарских и тагароташтыкских писаниц. Отсутствие чётких критериев датировки затрудняет уверенное отнесение выбивок Полосатой к тем или другим. Показательными для их атрибуции могут стать сюжетные аналогии к отдельным композициям памятника, встреченные на писаницах тагаро-таштыкского периода. Во-первых, на одной из плоскостей Полосатой изображены всадник и коленопреклонённый человек с воздетыми руками. Подобная композиция имеется на Кавказской писанице (Н.В. Леонтьев, Н.А. Боковенко 1985 г.). На указанной прорисовке голова и тело «молящего о пощаде» не зафиксированы, однако они хорошо видны на цветной фотографии. Во-вторых, на другой плоскости Полосатой представлена группа взявшихся за руки человечков в остроугольных шапках. Трое подобных человечков в колпачках выбиты на Куне (К.В. Вяткина, 1961 г.), а несколько фигур без уборов - на Кавказской (Н.В. Леонтьев, Н.А. Боковенко 1985 г.). Возможно, повторяемость этих сюжетов неслучайна, и они передавались устойчивыми композициями, характерными для писаниц тагароташтыкского периода, к которым можно отнести и писаницы Полосатой". ("Изображения посттагарского и таштыкского времени на скалах Минусинского края", С.В. Панкова, 2005 г.)

Гора Полосатая, Средний Енисей
Гора Полосатая, Средний Енисей

Автору этих строк удалось побывать на писанице горы Полосатой несколько раз - в середине "нулевых", и после. Место, где расположены петроглифы в настоящее время практически не посещается, что благоприятно отразилось на сохранности древних наскальных изображений.

Основная масса петроглифов Полосатой датирована исследователями так называемым «переходным» тагаро-таштыкским временем: то есть, в промежутке между закатом тагарской археологической культуры (III век до нашей эры), и началом таштыкской археологической культуры (III век нашей эры). Указанный временной период, по мнению учёных, следует соотносить с тесинской археологической культурой, наскальные изображения которой сочетают признаки позднескифской и гунно-сарматской эпох. Кроме тесинских изображений на писанице горы Полосатая также выбито две родовых тамги средневековых енисейских кыргызов.

Гора Полосатая, скальные выходы с петроглифами
Гора Полосатая, скальные выходы с петроглифами

СПРАВОЧНО: Исследователи связывают происхождение тесинской культуры с влиянием племён хунну, которое распространилось на территорию Южной Сибири, когда она входила в состав центральноазиатской кочевой империи Хунну (II век до н.э. – II в. н.э.), а затем в состав кочевого государства центральноазиатских племён Сяньби (III - IV века н.э.).

Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая
Петроглифы горы Полосатая

Наибольший интерес лично для меня вызвали две плоскости Полосатой.

На одном крупном панно, где, в числе прочего изображены "всадник и коленопреклонённый человек с воздетыми руками", рисунки теперь, увы, можно разобрать с большим трудом. Виной тому мягкая структура камня, с течением многих веков подвергнувшаяся тотальному выветриванию, и губительному воздействию воды и сибирских морозов. Фотофиксация этой плоскости с необычными наскальными рисунками, к моему сожалению, оказалась делом бесполезным.

Хорошо, что в нашем распоряжении имеются прорисовки с микалентных копий этих петроглифов, выполненных в 2004 году археологами Гос.Эрмитажа. Вот они...

-24
-25

Ещё одна плоскость с совершенно замечательными изображениями "группы взявшихся за руки человечков в остроугольных шапках", к счастью, пока всё ещё "читаема" для цифровой фотокамеры.

Композиция "взявшихся за руки человечков в остроугольных шапках" с горы Полосатой - уникальна (ничего похожего этому таинственному сюжету не было отражено ни в более ранней - тагарской, ни в более поздней - таштыкской художественной традиции). И соотносится с другими эксклюзивными изображениями: с Кавказской писаницы на реке Туба (Минусинский район Красноярского края), и с писаницы горы Куня (находящейся на левом берегу Енисея, в Хакасии, рядом с посёлком Усть-Абакан).

Танцующие человечки с Кавказской писаницы (прорисовка по Н.В. Леонтьеву, и Н.А. Боковенко)
Танцующие человечки с Кавказской писаницы (прорисовка по Н.В. Леонтьеву, и Н.А. Боковенко)

Все указанные композиции были выполнены представителями тесинской культуры. Отличия состоят в том, что рисунки на Кавказской писанице не выбиты, а нанесены на камень красной охрой. И в том, что сделавший их безвестный художник, как и тот, что выбил похожую композицию с взявшимися за руки человеческими фигурками на горе Полосатая, видимо, не смогли точно передать задуманного - кругового ритуального танца "сибирских скифов" ("динлинов" китайских хроник). Так, как это мастерски, детально, выполнил другой художник тесинского времени на каменной плоскости горы Куня.

Можно предположить, что композиция взявшихся за руки, танцующих человечков на Куне, скорее всего, более поздняя по отношению к аналогичному сюжету с писаницы горы Полосатая (и Кавказской). В целом же "каменные полотна" Полосатой достаточно информативно передают наиболее яркие моменты из жизни древнего народа, когда-то населявшего территорию Минусинской котловины: охоту, битвы, различные ритуальные обряды, в том числе - танец мужчин-воинов.

С.В. Амелин, г. Абакан (Хакасия)