2020 год стал выдающимся по количеству ужасных новостей и смертей: от знаменитостей, умерших за последний месяц, и до людей из ближайшего круга. Как переживать плохие новости?
Когда я готовился к сдаче кандидатского экзамена по философии, наши лекции в медакадемии были посвящены не абстракциям, а прикладной дисциплине — этике. Несколько занятий были посвящены разбору книги психолога и доктора Элизабет Кюблер-Росс. Её книга «О смерти и умирании» 1969 года стала бестселлером в США.
Именно в ней автор предложила свою "модель горя" — описание эмоционального состояния неизлечимо больных людей или людей, потерявших близких.
Вот эти стадии:
- Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось.
- Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям.
- Торг. Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся, если монетка упадет орлом.
- Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни.
- Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть».
Модель стала результатом смелого эксперимента, к которому Америка 60-х была не готова. К практикующему доктору обратились студенты-богословы из Чикагской теологической семинарии, которые писали курсовую работу о последнем кризисе в жизни — умирании. И попросили встречи с безнадёжно больными, чтобы узнать, что они чувствуют, попытаться понять их нужды и по возможности их удовлетворить.
Предполагалось, что беседу будет вести Кюблер-Росс, а студенты-богословы будут стоять вокруг койки, наблюдая за происходящим. Но случайный междисциплинарный семинар, несмотря на сопротивление персонала больницы, перерос в постоянные встречи и целый цикл лекций.
Выход книги спровоцировал появление первых хосписов, где безнадёжным пациентам оказывают как медицинскую, так и психологическую помощь.
- Читайте также почему больные коронавирусом перестают различать запахи?
Но модель оказалась настолько удачной, что начала жить собственной жизнью. Её цитировали в "Симпсонах" и "Улице Сезам"; были написаны тысячи научных работ, применявших теорию пяти ступеней к самым разным людям и ситуациям: от атлетов, получивших несовместимые со спортивной карьерой травмы, до переживаний фанатов Apple по поводу выхода очередного айфона.
Наследие Кюблер-Росс нашло свое место в корпоративном управлении: большие компании — от Boeing до IBM — использовали разработанную ею "кривую перемен", чтобы помочь сотрудникам в моменты больших изменений в бизнесе.
В конце-концов, 2020-й подарил нам очередную демонстрацию работоспособности модели:
- Сперва отрицание: вирус не страшен, со мной ничего не случится.
- Затем гнев: кто смеет лишать меня привычной жизни и вынуждать сидеть дома?!
- Потом попытка найти компромисс: окей, если после двух недель социального дистанцирования станет лучше, то почему бы и нет?
- Следом приходит печаль: никто не знает, когда это кончится.
- И, наконец, принятие: мир теперь вот таков, надо как-то с этим жить.
Даже в самых сложных ситуациях есть возможность для роста и развития. И у каждого изменения есть конец, когда оно становится новой нормой жизни.
Понравилась статья? Поставь ей лайк!
Подпишись на канал "Физиолог" в Телеграме.