Гибралтар
На следующий день с утра пораньше выдвинулись на заранее спланированную экскурсию в Гибралтар. Для меня это было начало дороги домой, сугубо на восток.
До этой поездки я понятия не имел, что такое Гибралтар. Название слышал, не более. Официально это «заморская территория Великобритании», а на самом деле — колония. Да да, самая настоящая колония у европейской державы в 21-м веке. Но они не любят, когда так говорят, не толерантно это (вспомните, не негры, а афроамериканцы, не жирный, а временно испытывающий горизонтальные трудности и т.д.). Недавно для россиян упростили въезд: при наличии шенгенской мультивизы прямо на пункте пропуска получаешь штамп в паспорт с правом пребывания на «заморской территории» 21 день.
Колония находится на одноименной скале площадью 6,5 км2 и является предметом территориальных споров между Испанией и Великобританией. Так то Гибралтар заселен уже больше 3000 лет, как Кадис, но последние 300 лет под англичанами. За это время было несколько попыток ее отвоевать, столько же вариантов мирных соглашений, но окончательно они так и не договорились. Сами жители всем довольны и на референдуме по Brexit 96% высказалось против выхода из ЕС.
Происхождение самой скалы и Гибралтарского пролива тоже заслуживают пары строк. Совсем давно, более 5 млн. лет назад, Пиренейский полуостров и Африка были одном целым, т.е. соединялись сушей. Но в результате какой-то провокации (есть мнение, что не обошлось без Петрова и Баширова) через этот перешеек начала просачиваться вода, образовалась промоина и за два года затопило всю акваторию, которую мы теперь называем Средиземным морем (ну помните, куда хорваты писают). В самом узком месте пролив всего 14 км, в хорошую погоду видно Марокко, но нам не повезло, был туман.
Гибралтар начинается с ... аэропорта, даже если вы пришли туда пешком. Аэропорт примечательный - длина полосы всего 1800 метров, из моря в бухту Альхесирас. Что бы вы понимали, сейчас не строят ВПП короче 2700 метров, 1800 — это очень мало, для ограниченного количества типов воздушных судов и повышенных требований к квалификации пилота. Т.е. никаких «выкатился за пределы полосы» здесь нет, сразу R.I.P.
Шлагбаум отделяет контролируемую зону аэропорта от всего остального. Прямо за шлагбаумом взлетел самолет, его открыли (шлагбаум, не самолет) и вся толпа пошла и поехала прямо через ВПП в город. Вот так просто.
Гибралтар — оффшор, корпоративный налог 10%, нет НДС и нет обязательств перед Россией в сфере налогового сотрудничества. Некоторые не патриотичные граждане этим успешно пользуются. В центре, как и положено, много народу, магазинов и ресторанов. В каждой детали просматривается связь с Англией, вплоть до телефонных будок и почты.
А дальше мы поехали в пещеры.
Продолжение следует..