Молодая девушка лет 22-25, купила себе macbook, ipad, iphone двенадцатый, скачала Instagram и VK Admin и заявила, что она теперь SMMщица. Бывает и такое.
Но что же на самом деле нужно для такого "заработка в интернете". Давайте порассуждаем вместе.
Для осознания того, чего от вас ждет заказчик или работодатель, самый верный путь зайти на hh (сайт с вакансиями и резюме), вбиваем туда SMM, открываем первую попавшуюся вакансию и смотрим.
Обязанности:
- Оформление социальных сетей VK и Instagram
- Настройка таргетированной рекламы и подготовка контента
- Продвижение продуктов и услуг компании
- Ведение рекламных кампаний
- Настраивать рассылки, чат-ботов и т.п.
В целом, мне, как специалисту со стажем, понятно. Давайте подробнее опишу все вам.
Оформление социальных сетей.
На самом деле, для более сильного профессионализма, я бы посоветовал доверить такую работу дизайнеру. За последнее время активного развития авторства - даже бесплатное скачивание картинок с последующим размещением на коммерческом аккаунте может повлечь некоторые негативные последствия, поэтому нужна отрисовка с нуля. Оформление для Instagram достаточно банальное, нужен логотип (у компаний он уже как правило есть), хайлайты (актуальное, размещено под шапкой профиля, перед публикациями), которые тоже отрисовать не составит большого труда, крайней мерой можно будет купить у кого-то в пределах 500 рублей, текстовая составляющая шапки и постинг. Вот на постинге начинается самое интересное. Можно создать бесконечную ленту, для придания единого вида аккаунту, цена такой услуги чуть дороже, чем отрисовка актуального, но можно сделать и своими силами. Просто для действительно хорошего качества и авторства, желательно обладать навыками Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Для дальнейшего контента желательно иметь настоящие фотографии, особенно в Instagram. Ведь если нет хороших фотографий, мало кто останется читать текст. В случае VK надо отрисовывать обложку, живую обложку, оформление постов (если нужно), меню (виджеты или wiki). Для тех, кто сталкивается с этим не первый раз, алгоритм действия понятный, но он не самый простой, ведь надо соблюсти концепцию компании и чтобы заказчику нравилось. В целом освоить Adobe Photoshop и Adobe Illustrator для таких работ можно за несколько недель.
Настройка таргетированной рекламы и подготовка контента.
По контенту уже чуть-чуть начал выше, желательно иметь фотографа, который со своим профессионализмом сможет обеспечить вас визуальным контентом на несколько недель вперед, можно заменить фотографа иллюстратором. Остается текстовая составляющая. Текст должен быть уникальным, есть даже отдельная профессия - копирайтер. Уникальность текста позволит вам получать естественный приток читателей, ведь вы публикуете информацию, которая ни у кого не встречается, систематический такой подход обеспечит вас рано или поздно своей аудиторией. Помимо этого текст и изображения должны цеплять и удерживать внимание, пока вы преподносите свою мысль, идею. Тут уже потруднее и нужен креативный подход.
А вот с таргетированной рекламой у нас отдельная история и отдельная профессия - таргетолог. Специфика размещения рекламных объявлений в Instagram и VK отличается, поэтому нужно учиться и тому и тому. Это еще несколько недель и несколько тысяч рублей протестировать свои новые умения.
Так у нас пока набирается минимум 4 отдельные профессии, с двух пунктов-то (дизайнер, копирайтер, фотограф/иллюстратор, таргетолог).
Продвижение продуктов и услуг компании.
Ну со второго пункта то непонятно, ну окей, я знаю еще несколько способов, благодаря которым в SMM можно продвигать. Некоторые способы теневые, некоторые легальные, но на все эти способы затрачивается время или деньги. Эти способы я опишу вам в дальнейших статьях, пока что мы двигаемся дальше.
Ведение рекламных кампаний.
Хорошо что уточнили, а то бы мы настроили и все, вот тут да, как и с предыдущим пунктом уже больше обязанности истинного SMM-специалиста. Ежедневное отслеживание статистики по графикам, ведение отчетности по бюджету, тут можно справиться и без особых, глубоких познаний. Просто если что-то идет не по плану - кнопочка ВЫКЛ, все переработать и кнопочка ВКЛ.
Настраивать рассылки, чат-ботов и т.п.
Меня всегда пугает, когда официальное требование к кандидату включает в себя "и т.п., и т.д.", понятное дело, что обо всем так сразу и не напишешь, но зачастую можно запутать кандидата, нагрузить его не той работой, а в конечном итоге может дойти до ругани и брани. Настроить рассылку - это разместить рекламное объявление в текст сообщения и разослать его по базе (чаще даже по действующим клиентам заказчика, рассылать вслепую карается политикой социальных сетей и Роскомнадзором). А настроить чат-бота, это составить блок-схему ответом на заранее определенные вопросы или текст.
Ну хорошо. Тут понятно, теперь переходим к требованиям:
- Знание современных SMM-инструментов.
- Мыслить стратегически.
- Опыт от 2-х лет работы в сфере Маркетинг/SMM.
- Умение чувствовать и анализировать потребности разных целевых аудиторий.
Как мы видим, обязательного высшего образования с нас не требуют, но опять же пугает "знание современных SMM-инструментов". А можно поинтересоваться каких? Я вот, например, знаю софт (инструменты) для написания и отслеживания контент-плана, постов и отложенного постинга. Я владею Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe After Effects, Adobe Premier Pro. Я могу проанализировать текст на уникальность с помощью сторонних средств. Спарсить (найти и отсортировать) целевую аудиторию, настроить рекламные кампании, настроить чат-бота, воронки, рассылки. Умею анализировать рекламные действия через сторонние программы. Или же речь идет о других инструментах? Работа с блогерами, геймификация, группы активности, конкурсы, кросс-промо, хэштеги, трансляции, SEO? Я и это могу. Но неправильно оформленная вакансия дает нам понять, что об этом всем работодатель даже не подозревает, и, вернувшись в начало, к девушке-apple, она бы прошла такое собеседование со словами "я скачала VK Admin и видела кнопку продвижение". В итоге у нее будет испорчено настроение и нервы, а работодатель лишь потратит впустую деньги.
Мыслить стратегически. Для этого нужно только поставить план, цели и задачи, двигаться по ним и регулярно оглядываться, основа основ.
Опыт от двух лет в SMM. С опытом дела обстоят гораздо сложнее, работодателю трудно на самом деле проверить реальный опыт специалиста, поэтому каждый уважающий себя профи, собирает свое портфолио, которым потом хвастается перед коллегами. :)
Умение чувствовать и анализировать потребности целевых аудиторий. Это прям хлеб маркетолога, с этим понятно, но все равно они могли продолжить свою мысль словами "для составления офферов и продаж".
И за все это они платят от 25 тысяч рублей. В целом - это хорошо, ведь есть возможность работы на удаленке.
Но что же на самом деле нужно хорошему SMM-специалисту?
1. Осознание своей деятельности.
Самое главное, SMM-специалист - это маркетолог. Осуществляя заказ, он должен понимать что его поле деятельности - это социальные сети. Очень часто высококлассные специалисты - одиночки или работают большой командой, поскольку необходимо знать множество программ или обладать уникальной техникой, которая оттачивается годами. Главная цель - принести продажи заказчику, чтобы с каждого затраченного рубля (можно даже не учитывать вашу зарплату) ему возвращалось больше, хотя бы на 1 копейку.
2. Познания в маркетинге и умение анализировать людей.
Без прошлого сложно смотреть в будущее, за несколько веков мир видел гениальных маркетологов, которые могли из ничего создавать великолепные перфомансы. Если вы не знакомы с такими примерами - пока что изучайте прошлое. Анализ людей вам позволит более качественно совершать каждое свое действие в дальнейшем, минимизируя риски выкинуть весь ваш труд на помойку.
3. Техника.
И да и нет. Для работы может подойти даже самый обычный ноутбук, купленный с рук за 5 тысяч рублей, и телефон, купленный так же с рук за 2 тысячи. Программы вы можете поставить себе с годов 2012-2014. Единственное но, скорость работы. Да, вы сможете начать работать и зарабатывать, но скорость работы легко замедлится в 30-40 раз. Я помню, как в один момент попал в затруднительное положение, что мне пришлось отбиваться от заказчиков на сгоревшем ноутбуке, который только включался час. Это было незабываемо.
4. Какие-то специальные SMM-примочки.
Для начала работы все можно найти бесплатно в открытом доступе, но на вашей ответственности отчетность. Сможете ли вы объяснить начальнику свой контент-план с контентом? Свое видение, сбор целевой аудитории, настройку рекламной кампании, необходимый бюджет. Изучайте и развивайтесь.
5. Фантазия.
Вы должны уметь создавать и творить. Да, есть шаблоны, есть работающие схемы, можно где-то подглядеть, подсмотреть, а надо ли это заказчику? Он и сам может своровать идею.
6. Свободное время.
Для генерации контента, вам необходимо всегда следить за трендами. Книги, вечеринки, концерты, музыка, фильмы, сериалы, новости. Вкратце, вы должны стать бездельником, но это расширяет ваш кругозор и позволяет думать не так, как думают офисные клерки.
Обладая таким набором, вы сможете получить свою первую работу или заказ в качестве SMM-специалиста. Следующей статьей мы перейдем к практике, и я вам покажу как создать и оформить свой Instagram. Дам советы и шаблоны, подписывайтесь!