— Режиссер культового японского фильма «Записки старой Гейши»?
— Че-то я не помню, но если японский, то, может быть, Куросава?
— Ку-ро-са-ва. Подходит.
— Ну прекрасно.
— Значит «Му-му» написал не Тургенев... (с) День выборов
Акира Куросава — самый известный японский режиссер в современном мире. Складывается ощущение, что кроме него в Японии никого и не было в XX веке (отрывок из фильма «День выборов» прекрасно это демонстрирует).
Самым известным фильмом Акиры Куросавы является картина «Расёмон». Почему именно этот фильм вызвал такой ажиотаж в мире кино?
Во-первых, «Расёмон» стал фильмом, олицетворявшим собой культурное «открытие» Японии. Фильм был показан в 1951 году на Каннском фестивале (первый случай, когда на фестивале был представлен японский фильм). «Расёмон» тут же получил «Золотого льва», а позднее и премию «Оскар».
Во-вторых, своим фильмом Акира Куросава произвел революцию в мире кино. «Расёмон» — четыре истории, которые рассказывают свидетели и участники убийства. Интересно то, что все истории являются полными противоположностями друг другу. До 1951 года существовало негласное правило, что, если на экране герой рассказывает о чем-то и в виде флешбеков у него всплывают картинки этого события, значит герой говорит правду. Соответственно, если картинок нет, то того, о чем говорит герой, в реальности не происходило и это ложь. Революция Куросавы состоит в том, что он впервые на экране показал неправду. Кстати, сам автор не дает ответа на вопрос, какая из версий является правильной.
Среди искусствоведов японский кинематограф стал своеобразным маркером, по которому можно отличить истинного ценителя кино. При этом все как один говорят об идее снять противоречащие друг другу истории, и никто не говорит о смысле фильма, зачем его сняли. Разумеется, такая ситуация не удовлетворила меня.
Когда я сама посмотрела фильм, я с ужасом для себя обнаружила, что фильм-то на самом деле не об убийстве и даже не о версиях этого убийства. Вся эта эпопея является лишь фоном и косвенным объяснением последних 15 минут фильма. Одним из свидетелей убийства и участником следствия стал молодой человек, который хотел стать монахом и посвятить свою жизнь добру. Но события, свидетелем которых он стал, так потрясли его, что он разочаровался в своем желании: как он может стать монахом, когда потерял веру в людей и добро? Неслучайно именно в этот момент герои обнаруживают брошенного младенца.
Ребенка на воспитание решил взять другой свидетель по делу, крестьянин. По ходу фильма выясняется, что он украл с места преступления дорогую вещь, чтобы продать ее и прокормить семью, а судье соврал, представив одну из ложных версий. Крестьянин сказал: «У меня шестеро детей. Будет седьмой. Что ж, как-нибудь выращу. Не бросить же его. Как-никак, человек». И в этот момент к молодому монаху вернулась вера в людей. Он понял, что плохие поступки могут совершаться не только из-ка корысти или наживы, но и от безысходности. Раскаяние крестьянина и его добрые намерения доказали, что человеческая доброта намного глубже хороших и плохих поступков, лежащих на поверхности.
Именно о человеческой доброте фильм «Расёмон», и смотреть его следует ради того, чтобы, как и к монаху, к вам вернулась вера в людей в такое непростое, полное сомнений время.