Как так получилось, что из истории Рязанской области почти вычеркнуто имя Карла Фёдоровича фон Мекка? А его бывшая усадьба в посёлке городского типа Ермишь оказалась и не усадьбой то вовсе на бумаге? Удивительная историческая несправедливость! Давайте разбираться…
Казалось бы, в чём вопрос? Был такой человек, барон Карл Фёдорович фон Мекк, из прибалтийских немцев, талантливейший инженер, российский предприниматель, один из основателей отечественной сети железных дорог. И имелась у него усадьба, в посёлке Ермишь Тамбовской губернии (с 1937 года этот населённый пункт находится в юрисдикции администрации Ермишинского района Рязанской области). Об этой усадьбе есть упоминания во всех биографиях барона.
Однако официально под охрану взят лишь жилой дом барона Карла фон Мекка в посёлке Ермишь. Уловили разницу? Не усадьба, а образец усадебной архитектуры, жилой дом Карла фон Мекка. Так написано в постановлении правительства Рязанской области о признании дома фон Мекка памятником архитектуры районного значения, принятом в 2009 году.
И так сойдёт!
Типа не было никакой усадьбы по логике местных чиновников культуры, есть дом, в котором иногда жил барон. И везде фигурирует информация, что сейчас там детско-юношеская спортивная школа, которая правда с конца 2014 года не работает, но это другой разговор. Как сказано на сайте VEZDEKULTURA, «В Ермишинском районе достаточное количество памятников архитектуры областного значения». «И так сойдёт!» - как говорил герой из всеми любимого мультфильма. А уж о памятнике самому фон Мекку и речи быть не может.
И совсем уже непонятна логика создателей федерального портала «Система культурных координат», посвятивших Ермиши целую страницу. Только в списке местных достопримечательностей усадьбы барона фон Мекка нет. Совсем нет. Зато есть установленный самолёт-памятник Л-410 чешского производства. Правда, непонятно, как он залетел на Рязанщину.
Такое длинное и сердитое вступление понадобилось лишь затем, чтобы констатировать факт: среди именитых земляков Карл Фёдорович фон Мекк почему-то не числится. Что выглядит очень странно на фоне внимания, которым окружены усадьбы сыновей другого барона, Павла Григорьевича фон Дервиза, в Кирицах и в Старожиловском районе, построенные как раз на деньги железнодорожного магната. Усадьба в Кирицах, например, даже восстановлена и является полноценным туристическим объектом. Но ведь П.Г. фон Дервиз и К.Ф. фон Мекк — не просто два аристократа с немецкими корнями. Это ещё и близкие друзья, и деловые партнёры, они вместе делали нужнейшее для России дело — создание отечественной железнодорожной сети.
Парадоксально, но в сегодняшней России больше знают Надежду фон Мекк, супругу барона, родившую ему 11 детей. Надежда Филаретовна известна ещё и как покровительница, по-нынешнему «спонсор», великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Помощь была совершенно бескорыстной, композитор и баронесса никогда не встречались, но не следует забывать, что деньги для Чайковского зарабатывал всё-таки К.Ф. фон Мекк.
Инженер-миллионер
«Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно» - так отзывался о Карле Фёдоровиче министр путей сообщения и будущий премьер-министр Сергей Юльевич Витте. Однако богатством фон Мекк обязан не своей казённой службе, которую он завершил в возрасте 39 лет в скромном звании инженер-подполковника. Наоборот, семья фон Мекков, по воспоминаниям Надежды Филаретовны, в то время, в начале 1860-х годов, в деньгах довольно сильно нуждалась. Тут то как раз и оказались востребованными инженерный талант и предпринимательская жилка Карла Фёдоровича.
В Российской империи после поражения в Крымской войне и отмены крепостного права вершилась промышленная революция. Император Александр II осознал фатальную ошибку своего отца, Николая I, считавшего железные дороги чем-то вроде ярмарочного аттракциона. В 1857 году появился Указ о строительстве в Российской империи сети железных дорог, а также о передаче подрядов на строительство частным компаниям. Павел Григорьевич фон Дервиз возглавил одну из таких компаний, Акционерное Общество Саратовской железной дороги (в последствии преобразованное в Акционерное Общество Московско-Рязанской железной дороги). Главным подрядчиком выступал Карл фон Мекк. Собственных оборотных средств у отставного офицера-путейца, естественно, не было, финансировал деятельность П.Г. фон Дервиз.
Так был построен сначала участок железной дороги Москва-Коломна, а затем Коломна-Рязань. Дорогу, со сложнейшим мостом через Оку, построили досрочно, за полтора года вместо двух запланированных. Считается, что фон Дервиз и фон Мекк вместе заработали только на этом контракте, а также на следующем участке пути Рязань-Козлов, полтора миллиона рублей золотом - астрономическую сумму по тем временам! В дальнейшем сотрудничество П.Г. фон Дервиза и К.Ф. фон Мекка продолжилось при строительстве Курско-Киевской железной дороги.
Скромный барин
Как бы в подтверждение слов С.Ю. Витте о собственной скромности, усадьбу в Ермиши (посёлок в разное время назывался и Аносово, и Архангельское, и Ермишевский завод) Карл фон Мекк имел весьма скромную. Главный дом второй половины XIX века — деревянный, одноэтажный, но с портиком-верандой и колоннами, а также высокими потолками. Помещения внутри дома связаны по анфиладно-коридорной схеме. Сохранились ещё липовый парк и плотина середины XVIII века с системой прудов. Судьба остальных объектов усадьбы, к сожалению, печальна — фруктовый сад, промышленные корпуса, служебные и хозяйственные постройки, а также церковь Михаила Архангела 1845 года безвозвратно утрачены.
В настоящее время бывший барский дом находится в достаточно хорошем состоянии, здание электрифицировано, обводнено и газифицировано. Всё это благодаря тому, что с 1980 года по осень 2014 года там располагалась детско-юношеская спортивная школа имени почётного мастера спорта СССР Владимира Михайловича Кузовёнкова. Ныне в нём с 2016 года размещён МФЦ (многофункциональный центр). Часть здания используется в качестве складских помещений. Официальный адрес: пгт. Ермишь, пл. Ленина, д. 19.
Но надо признать, что заслуги Карла Фёдоровича фон Мекка перед рязанцами просто огромны, а масштаб его личности ничем не уступает всем известным фон Дервизам. Однако, всё, что нам осталось от фон Мекков (кроме железной дороги разумеется) – это главный усадебный дом без излишеств в посёлке Ермишь - центре Ермишинского района Рязанской области.
Скромная усадьба в Ермиши сама по себе вряд ли привлечёт много туристов. Однако упор можно было бы сделать на деятельности Карла фон Мекка и его сыновей, Владимира и Николая (последнего владельца усадьбы до национализации в 1917 году), внёсших большой вклад в развитие железнодорожного транспорта в стране. Например, организовать музей, установить какие-нибудь скульптурные экспозиции. Потенциал есть, надо этим просто грамотно воспользоваться.
Автор статьи: Денис Шибаев
Источники:
1) Материалы с сайта «История, культура и традиции Рязанского края»;
2) Книга А.Б. Чижкова и Е.А. Графовой "Рязанские усадьбы", 2013г;
3) Статья Александра Горелова «Усадьба барона Карла Фёдоровича фон Мекка» от 08.04.2015 года, опубликованная в паблике Поисково-исторический клуб «СтареЦ» в российской социальной сети «ВКонтакте»;
4) Статья Никиты Рощинского «Золотая дорога фон Дервиза» от 03.03.2015 года на сайте ИА "Малая Родина";
5) Статья «Карл Фёдорович фон Мекк» на сайте интернет-энциклопедии «Википедия»;
6) Статья «Павел Григорьевич фон Дервиз» на сайте интернет-энциклопедии «Википедия».