«Не мы такие, жизнь такая» – знакомая фраза, да? Когда-то в студенчестве частенько слышала ее, общаясь с разными людьми. Такой милый и ненавязчивый отказ от ответственности.
Воспитательница в садике злая? Так у нее свой младший школьник и ипотека, жизнь тяжелая, нервы ни к черту.
Кассир в супермаркете цедит дежурные слова сквозь зубы? Ну а откуда взять сил на терпение и вежливость с такой-то зарплатой.
Начальник отдела орет матом на подчиненных? Так это потому что его самого руководство регулярно строит вдоль и поперек, и лексика там тоже звучит весьма и весьма многоэтажная, а платят при этом копейки…
И имя им – легион, этим грубым и озлобленным людям, которые, особо не задумываясь, срываются на всех вокруг. Вот были б деньги…
В последние годы часто вижу людей совершенно другого круга. Топ-менеджеры крупных компаний, руководители крупных подразделений, собственники бизнеса. И знаете, ни один из них не позволяет себе говорить откровенно зло или грубо. Даже недовольство какими-то очередными нововведениями законодательства они выражают весьма изящно.
Далеко не каждого из них (увы!) хочется долго слушать, не каждый доставляет удовольствие своим голосом, четкостью мыслей, остроумием. Но хамской подачи там и в помине нет.
Так что же первично, как вы думаете?
Линейные исполнители на минимальных окладах хамят потому, что денег не хватает? Или наоборот, этим конкретным людям не хватает денег из-за, что они не хотят учиться коммуницировать цивилизованно?
Да, без специального образования вряд ли они смогли бы стать кандидатами наук или главными инженерами. Но, умея ясно и корректно излагать свои мысли, вырасти до руководителя среднего звена в своей же компании – запросто можно.
После вуза, на первом месте работы я видела немало толковых девочек, которые начали с позиции секретаря, а потом их с удовольствием брали на повышение в закупки или логистику. И все они обладали прекрасными коммуникативными навыками. Не удивлюсь, если узнаю, что и дальше их карьера складывалась удачно.
То же и в интернетах, да взять хотя бы тот же Телеграм.
Почему-то именно у качественных авторских каналов с активной аудиторией, высоким прайсом и хорошим спросом на рекламу – вежливые и грамотные менеджеры. Наверняка с хорошей зарплатой и бонусами.
А если админ общается в стиле «гоп», отвечает через полдня, забывает поздороваться, тыкает с пол-оборота и не утруждает себя адаптацией контента под стилистику канала – то и канал, скорее всего, не пройдет проверку на треш и накрутки.
Что же заставляет людей выбирать хамский стиль общения? Зачем им это? Сложно поверить, что адекватный человек способен получать от этого удовольствие.
Мне кажется, варианта тут может быть два.
Либо это обычный стиль взаимодействия в родительской семье: когда ребенок все детство воспринимает это как единственно возможную манеру общения, ему просто неоткуда брать другую.
Либо человек постоянно накапливает напряжение и не умеет сбрасывать его по-другому, кроме как высказывая свое раздражение всем вокруг (тогда, конечно, не удовольствие, но как минимум облегчение он получает). А может быть и то, и другое сразу.
Можно что-то с этим делать? Можно, но только тогда, когда человек сам осознал, что хочет менять свой стиль общения, а через него – возможно, и качество своей жизни. Тогда вполне можно ставить цели, разбивать их на небольшие шаги и постепенно двигаться в нужную сторону. А там, глядишь, и работа более денежная попадется, и вообще жизнь заиграет новыми красками.
В общем, я за то, что первично хамство, а бедность – уже следствие. И наоборот, развитые навыки коммуникации – один из базовых кирпичиков карьерной лестницы. Не говоря уже о получении большего удовольствия от общения и по жизни.
Согласитесь или поспорите?)
Больше о звуках и исследовании этой темы писала недавно тут. Буду рада обсудить это всё с теми, кого это тоже вдохновляет. А подписаться на канал, чтобы больше всякого такого читать и обсуждать можно здесь. Не прощаюсь.)