Найти тему
Границы Маразма

Интернет-маркетинг в 2021 году. Глава 1

Преамбула

Это первая часть нашего обширного исследования медиа-пространства. Для удобства данная статья была разбита на главы. Сегодня мы определимся с интернет-аудиторией России в целом, проанализируем тенденции 2020 года, а так же разберем такие понятия как Monthly Reach и Average Daily Reach и подведем промежуточные итоги.

Оглавление:

  • Глава 1. Аудитория интернета, тенденции и статистика посещаемости ресурсов ◄ Вы находитесь здесь!
  • Глава 2. Способы выхода в сеть и время, проводимое на ресурсах
  • Глава 3. Пол, возраст и уровень дохода пользователей на ресурсах
  • Глава 4. Результаты исследования и советы по продвижению

Бесплатные результаты исследования с одним "но"

Даже опытному маркетологу необходимо внушительное время и колоссальные трудозатраты на анализ подходящего канала продвижения. Мы постараемся сэкономить Ваше время и разобраться в какое направление вкладываться в 2021 году.

Мы публикуем результаты исследования совершенно бесплатно, поэтому будем благодарны обратной связи и ссылке на этот первоисточник при копировании или рерайте данных материалов.
В рамках исследования были использованы данные: Brand Analytics, TNS, Mediascope, TGStat, TON Whitepaper, ComScore, SIMILARWEB, Insense, Gemius и других
В рамках исследования были использованы данные: Brand Analytics, TNS, Mediascope, TGStat, TON Whitepaper, ComScore, SIMILARWEB, Insense, Gemius и других

Глава 1. Аудитория интернета, тенденции и статистика посещаемости ресурсов

Не будем толочь воду в ступе, а перейдем сразу к делу, не словоблудием же заниматься Вы сюда зашли, в самом деле!

Интернет-аудитория

Начнем, пожалуй, с наиболее очевидного вопроса - какую аудиторию в принципе охватывает интернет в России и с помощью каких девайсов преимущественно осуществляется выход в сеть.

В среднем в месяц из всего населения России с выборкой по возрасту старше 12 лет интернетом пользуется 80% или около 95 млн. человек. Безусловным лидером из средств доступа во всемирную паутину является смартфон - 36%, компьютер или ноутбук предпочитает 27% людей, по 9% и 8% пришлось на планшеты и телевизоры с функцией SMART-TV. 20% людей вообще не заходят в интернет напрямую и используют оффлайн-средства получения информации - газеты, телефония, телевидение или сарафанное радио.

Использование средств доступа в интернет в России (среднемесячный охват, 12+, в % от населения)
Использование средств доступа в интернет в России (среднемесячный охват, 12+, в % от населения)

Поведение пользователей

2020 год наверняка всем запомнился и отметился всемирной пандемией. Не знаю как Вам, а нам этот карантец лишь позволил выделить основные тренды, которые рано или поздно должны были произойти, разве что, более плавно. Но имеем то, что имеем.

  1. Соцсети, как и ожидалось, в апреле, в пик обнаружения коронавируса в мире, сделали скачок вверх и в России по отношению к январю на 8,9%, а затем пошли на спад, но все же, в данный момент, даже если не в плюсе, то где-то наравне с до-карантинными значениями.
  2. Новостные порталы в период массовой истерии так же отметились значительным ростом - на 42,7%, но потом провалились, пробив свое же дно.
  3. Карты и транспорт в период самоизоляции, как и ожидалось, оказались никому не нужны, снизившись на 24,6%, а затем вернулись к до-карантинным значениям. Видимо все устали сидеть дома, смотреть телевизор с пиццей и решили немного поработать.
  4. Такси и каршеринг пережили в карантец спад в 24%, так же оправившись от шока в июле. Тут стоить отметить, что эта отрасль могла в апреле упасть еще ниже, если бы ей не помогли недобросовестные карантино-сидельцы, резонно выбравшие такси как способ передвижения от друзей к друзьям.
  5. Путешествия в апреле стали неинтересны пользователям, снизив показатели на 43,8%, что совсем не удивительно - при путешествиях от дивана до кухни не обязательно бронировать авиабилет. Странной тенденцией стало возвращение к до-карантинным значениям. Судя по всему здесь дело во внутреннем туризме, ставшим глотком свежего воздуха как для россиян в отпусках, так и для работников турфирм, терпящих убытки на зарубежном поприще.
  6. Видеозвонки показали рекордный рост в апреле на 11700% (в 117 раз!), а затем стремительный спад на 64,1%, тем самым за весь период наблюдений показал увеличение значений на 4200%, или вырос в 42 раза! Если вы видите этот текст, значит я забыл написать тут че хотел.
Поведение пользователей с января по июль 2020 года (среднесуточный охват, 12+, в % от населения)
Поведение пользователей с января по июль 2020 года (среднесуточный охват, 12+, в % от населения)

Забегая вперед

Обычно в этом месте вставляют рекламную интеграцию, но это не имеет смысла в контексте нашего с Вами монолога. Наверняка если вы дочитали до этого места, Вы либо маркетолог, либо что-то пошло не так и произошел сбой в матрице. В любом случае, как бы это невероятно не звучало, но лидером исследования стал YouTube, а единственными достижениями сервисов Яндек.Район и Авито стало попадание в эту подборку.

Распределение медиа-пространства среди платформ условно-бесплатной раскрутки (общая оценка эффективности, среднее значение в баллах от 0 до 100)
Распределение медиа-пространства среди платформ условно-бесплатной раскрутки (общая оценка эффективности, среднее значение в баллах от 0 до 100)

Но обо всем по-порядку.

Анализ целесообразности использования каналов продвижения

Больше всего времени маркетолога занимает аналитическая работа, по факту, подкрепленная в большей степени его предпочтениями в смысле продвижения в том или ином канале. Постараемся абстрагироваться и непредвзято рассмотреть предлагаемые нам интернетом каналы продвижения.

Monthly (Average Daily) Reach

Английский - это не страшно!
Monthly Reach — среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за месяц.
Average Daily Reach — среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за день.

Не знаю как Вы, но когда мы слышим слово "Reach", мы думаем, что речь о том, что мы будем богаты. Но нет, пока рано. Да и когда будем богаты, будем думать, что еще не богаты, что пока рано - и это правильно. Не питайте иллюзий, но и не будьте пессимистами.

Короче говоря, мы тут пару месяцев понудили между собой, а Вы наслаждайтесь - наши месячные итоги:

Уникальные посетители в месяц:

  1. WhatsApp пользуются все, он не предлагает ничего взамен своего использования, а главное, не показывает рекламу. Для нас WhatsApp заменил сначала СМС-ки, потом телефон, затем Skype (кстати, почему его нет в подборке?), а потом заполнил всю память в телефоне файлами из переписок. Плохо или хорошо? Мы думаем норма. Тем более, что WhatsApp уже обкатывает функцию автоматического удаления как сообщений, так и всех вложений. 61,6 млн. уникальных пользователей в месяц!
  2. Яндекс.Дзен, как предсказывали великие шаманы майя, ворвался на вторую строчку и только по этой причине вызвал горение пуканов маркетологов. Оказывается мы его недооценивали. 50,1 млн. уникальных пользователей в месяц!
  3. YouTube - это самый встраиваемый плеер на сторонних сайтах. Действительно, на кой черт писать свой плеер для сайта и грузить туда видосы, когда намного проще загрузить видео на Ютуб и встроить его куда угодно? Да что далеко ходить, даже ВК поддерживает видео с YouTube! А, ну и конечно, Ютубом балуются поголовно все! 46,7 млн. уникальных пользователей в месяц!
  4. ВКонтакте в своем репертуаре. Ну да, это еще надо постараться найти человека, кто месяц не заходил в ВК... 41,4 млн. уникальных пользователей в месяц!
  5. 2ГИС обогнал по своему показателю Яндекс.Карты и мы думаем, что в дальнейшем тенденция сохранится - 2ГИС занимается только собой, а Яндекс уже "оброс жирком" из сторонних сервисов. Интересно кто выиграет? 39,6 млн. уникальных пользователей в месяц!
  6. Яндекс.Карты - ожидаемый показатель в 1/3 из всех пользователей интернета. Странно, что 2ГИС не сильно впереди, не так ли? 36,2 млн. уникальных пользователей в месяц!
  7. Instagram вроде как должен был быть на первом месте, но оказывается у людей другое мнение? В месячном зачете Instagram получает не зачет! 35,3 млн. уникальных пользователей в месяц!
  8. Одноклассники держат высокие позиции, хотя мы думали, что они давно загнулись. Оказалось, что вместо Одноклассников закончился МойМир и его Agent, хотя и он еще зачем-то работает. 25,9 млн. уникальных пользователей в месяц!
  9. Facebook - единственный портал ненавистный напрямую Автору, а не мифическим "нам", которые вроде как тут пишут. Отвратительное юзабилити и не менее отвратительная служба поддержки клиентов. Даже коммерческих. Где, Вашу муму, русскоязычная поддержка? 24,9 млн. уникальных пользователей в месяц!
  10. Telegramm приятно удивил посещаемостью, при том, что чем дальше от двух столиц, тем меньше его влияние. 20 млн. уникальных пользователей в месяц!
  11. Tik-Tok - недооцененный фаворит списка, приложение для обмена короткими видеороликами родом из поднебесной. В мире выстрелил сильно, но в России еще только набирает популярность. 18 млн. уникальных пользователей в месяц!
  12. Twitter как-то изначально в нашей стране не прижился. Может быть в Вашей Москве он как-то и живет, но тут у нас в глубинке, за Уралом на Алтае в Магадане на острове Пасхи он не в почете от слова совсем [специально для географов - постройте на контурной карте этот путь и вычислите местоположение автора, будь он неладен, перебивает постоянно]. 11,6 млн. уникальных пользователей в месяц!
  13. Яндекс.Район вообще случайно попал в эту подборку, как подающий надежды сервис. Возможно это так и есть в крупных городах, но в достаточно маленьких (менее 300 тыс. чел.) он абсолютно нулевой в развитии. 9 млн. уникальных пользователей в месяц!
  14. Авито неожиданно стал аутсайдером гонки, уступив даже Яндекс.Району, хотя, казалось бы, разница очевидна. Хотя в принципе логично - на Авито весьма специфическая аудитория. 5 млн. уникальных пользователей в месяц!
Monthly Reach (среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за месяц, млн. чел.)
Monthly Reach (среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за месяц, млн. чел.)

Уникальные посетители в день:

  1. ВКонтакте поднялся на целых 3 строчки, возглавив топ - больше половины пользователей заходит сюда каждый день. 24,1 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  2. YouTube показывает схожую ситуацию, поднявшись на одну строку. 20,8 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  3. Instagram поднялся на 4 позиции в списке, подтверждая большие показатели ежедневного онлайна именно в соцсетях. 16,8 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  4. Яндекс.Дзен спустился на 2 позиции и, вероятно, из-за высокой доли месячных посетителей из поиска Яндекса - все-таки в нем Дзен хорошо индексируется. 16,4 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  5. WhatsApp потерял аж 4 позиции - все-таки люди могут себе позволить не заходить в него каждый день, устроив себе небольшой выходной. А может просто осталось ощущение того, что WhatsApp это просто СМС-ки. 12,8 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  6. Одноклассники выиграли 2 пункта с совершенно не впечатляющим результатом - 37,8% из месячных пользователей заходит сюда ежедневно. 9,8 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  7. Tik-Tok в свою очередь перешагнул через 4 позиции и при учете 18 млн. пользователей в месяц, 8 млн. в день выглядят убедительно. 8 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  8. Facebook поднялся на одну строчку. Автор негодует. 6,1 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  9. Яндекс.Карты упали всего на 3 пункта, судя по всему, по большей части из-за использования таксистами из сервиса Яндекс.Такси. 6 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  10. Telegramm сохранил позицию. Стабильность! 4 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  11. Twitter "подрос" на пункт - все-таки есть у него преданные фанаты. 2,8 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  12. 2ГИС произвел сокрушительное падение на целых 7 пунктов! Довольно неутешительные результаты. 1,3 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  13. Яндекс.Район остался на своем месте с ежедневными 8,6% от ежемесячного количества уникальных посетителей. 0,8 млн. уникальных пользователей ежедневно!
  14. Авито так же никуда не делся замыкая топ с рекордно низкими 3,4% от месячных пользователей. 0,2 млн. уникальных пользователей ежедневно!
Average Daily Reach (среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за день, млн. чел.)
Average Daily Reach (среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за день, млн. чел.)

Активные авторы:

Ожидаемо авторов больше в соцсетях, не требующих специальных навыков для создания контента - ВКонтакте, Instagram, Одноклассники. Примечательно, что, если в ВК посты пишет почти 75% активных пользователей, то на Ютубе ролики выпускает только 1,3% из них, и это вполне логично - во ВКонтакте делятся контентом, а на YouTube его потребляют.

Активные авторы (среднее количество активных авторов, выложивших пост хотя бы 1 раз за месяц, млн. чел.) Примечание: *Н/Д - нет данных
Активные авторы (среднее количество активных авторов, выложивших пост хотя бы 1 раз за месяц, млн. чел.) Примечание: *Н/Д - нет данных

Ежедневные городские (города 100к+ жителей):

В крупных городах (свыше 100 000 человек) как в процентном соотношении, так и по факту, лидирует YouTube, в который ежедневно заходит 73% от населения города, далее идут ВКонтакте (64%), Instagram (55%) и Одноклассники(41%), замыкает пятерку Facebook с 39%.

Ежедневные городские (среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за день, от 12 до 64 лет, в % от населения, города 100K+) Примечание: *Н/Д - нет данных
Ежедневные городские (среднее количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за день, от 12 до 64 лет, в % от населения, города 100K+) Примечание: *Н/Д - нет данных

Резюмируя:

Аналитика разбираемых Систем показала весьма спорные результаты, отличные от прогнозируемых. В рейтинге неожиданно упал Instagram и Telegramm, а Яндекс.Дзен, Одноклассники и Facebook показали высокие результаты:

  1. ВКонтакте. Многие говорили о том, что с уходом Дурова, ВК превратится в помойку, отчасти это так и произошло, но от этого он не перестал функционировать. Стало больше рекламы, больше рекламодателей, больше платных подписчиков без рекламных блоков (имеется ввиду ВК-Music). Но, надо признать, таргетированная реклама в социальных сетях - это один из лучших способов найти свою потенциальную целевую аудиторию, а ВКонтакте в российском сегменте интернета с этим справляется лучше всего, ведь она и предназначена для русскоязычных пользователей!
  2. YouTube даже по самым скромным нашим подсчетам не сможет опуститься ниже 5 позиции в глобальном российском топе в течении 5 лет, даже с учетом того, что всю малину, связанную с видео-контентом медленно но верно пытается подмять под себя Яндекс.Дзен.
  3. Яндекс.Дзен оказался на 3 месте топа, что весьма и весьма высокая позиция для сравнительного Новичка в российском сегменте интернета.
  4. WhatsApp справедливо должен быть выше, но, на удивление, больше 25% россиян еще используют Viber. Даже это не страшно, страшно что они им довольны. [Вынесу этот разговор за скобки и далее в комментарии - неужели кто-то еще пользуется Viber?]
  5. Instagram взял середину между своими же позициями экстремума (минимальные и максимальные позиции - это экстремумы), закрепившись на 5 месте.
  6. Одноклассники показали преданность своему комьюнити, но оказались ниже Инсты, главным образом, за счет низкого количества новых авторских постов.
  7. Яндекс.Карты чувствуют стабильность, хоть их и слегка лихорадит. Толи Яндекс.Толока проседает (со своими вакансиями на "полевые задания"), толи сам Яндекс. Иногда даже закрытые филиалы помечены как активные. Яндекс, ну Вы подсмотрите в 2ГИС хоть, сверьтесь! ладно вы адреса путаете, но названия организаций то ...
  8. Facebook, честно говоря, по нашему мнению, должен был быть на много ниже в топе, так как все-таки им пользуются уж точно не повсеместно, однако сказалось его высокая ликвидность в двух столицах, западных и приграничных восточных городах.
  9. 2ГИС на данном этапе проигрывает картам Яндекса, но мы считаем, что это не на долго.
  10. Tik-Tok только на 10 месте, хотя всем понятно, что дальше он будет только расти. Сейчас ему не хватает платежеспособных пользователей - все-таки большинство здесь детей и молодых людей. И довольно мало признанных селебрити, чье комьюнити так же могло бы значительно пополнить ряды тиктокеров.
  11. Telegramm занял удивительно низкую позицию. Тут два варианта - либо стремительно набрав активных пользователей в прошлом году Дуров, не оправдав надежд, благополучно их растерял, либо Telegramm действительно настолько зашифрован, что доступные нам данные - липа и его место на вершине пьедестала (но это не точно).
  12. Twitter подтвердил свое ничтожное существование 12 местом в рейтинге.
  13. Яндекс.Район - гениальная система с точки зрения социальной инженерии, будучи создана в России обречена и дальше довольствоваться своим малым, но ламповым комьюнити. В советских коммунах, да и вообще в коммунистических реалиях, это был бы сайт №1. Жаль Яндекс опоздал на добрые 3 десятка лет. А может светлое коммунистическое будущее еще ждет нас?
  14. Авито решил потягаться (не без нашей помощи) с Системами, имеющими более-менее постоянных пользователей и потерпел фиаско - все-таки в Авито люди появляются только тогда, когда им это нужно.

Резюмируя 2.0:

Из всего этого мы имеем следующие итоги:

Топ-14 по показателям Monthly Reach и Average Daily Reach (пользователи - 1 раз в месяц, 1 раз в день, 1 раз в день в крупных городах; авторы - 1 раз в месяц)
Топ-14 по показателям Monthly Reach и Average Daily Reach (пользователи - 1 раз в месяц, 1 раз в день, 1 раз в день в крупных городах; авторы - 1 раз в месяц)

Статус подтвердили: ВКонтакте, YouTube и WhatsApp.

Неожиданно высокий статус показали: Яндекс.Дзен и Одноклассники, Facebook.

Неожиданно пошли на дно: Instagram и Telegramm.

В рамках исследования были использованы данные: Brand Analytics, TNS, Mediascope, TGStat, TON Whitepaper, ComScore, SIMILARWEB, Insense, Gemius и других
В рамках исследования были использованы данные: Brand Analytics, TNS, Mediascope, TGStat, TON Whitepaper, ComScore, SIMILARWEB, Insense, Gemius и других

PS: Границы Маразма безграничны, а автор - их пограничник.

PSS: Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе последних исследований в сфере интернета, узнавать новое в маркетинге, оружейном деле, устройстве мира и оружия и искусства.

У нас вы познаете новые грани сознания, поймете как быть маркетологом и писать картины, стихи и прозу, разрабатывать оружейные системы и задумываться о мироздании без профильного образования.