Рассказав в предыдущей статье о славянском племени полян, на основе которого возникло древнее русское государство - Киевская Русь и народ, назвавший себя русью, перейдём теперь к описанию другого славянского племени, на основе которого возникло Московское княжество и поселение, ставшее впоследствии столицей нашей страны - Москвой.
Племя это было тоже славянским и имело название - вятичи.
Начнём, как и в предыдущей статье, с описания вятичей летописцем Нестором: "...радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи...»
Далее он пишет:
«А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи..."
Здесь, конечно, нужно понимать что Нестор был монахом Киево- Печерского монастыря, то есть - христианином и мог к вятичам- язычникам относиться предвзято. Вятичи фанатично верили своим языческим божествам и веру христианскую приняли одними из последних. Тем более под сомнением то, что они произошли от ляхов. Более ста лет назад была доказана идентичность (но не происхождение) вятичей с древнейшим племенем венедов, от которых предположительно произошли многие славянские племена. Такие выводы можно сделать и из сообщений Гомера, который писал что начальная родина венедов – государство Урарту у озера Ван. Часть ванов-венедов в XII столетии до нашей эры ушли на Балканы и в Италию, а оставшиеся ваны, после поражения государства от мидян в 590 г. до нашей эры были вынуждены уйти на север, где стали называться вантитами, а на Руси это название преобразовалось в «вятичи».
Раскопки на территориях бывшего Урарту, а это армянское нагорье, косвенно подтверждают эту версию, так как в могильниках было обнаружено много черепов, которые антропологи отнесли к европеоидному славянскому типу.
Более современные исследования склоняются к версии о происхождении вятичей от балтоязычной голяди, которая мигрировала на эти территории ранее из земель, ныне составляющих Калининградскую область.
В общем, происхождение вятичей покрыто тайной веков и пока 100%-й достоверной версии нет.
Вятичи проживали на территориях современных Московской, Тульской, Рязанской, Орловской, Калужской, Липецкой и Смоленской областей, покрытыми в то время дремучими, непроходимыми лесами, но селились они вдоль рек, что позволяло им заниматься рыболовством и иметь торговое сообщение с соседними и более отдалёнными территориями по водному пути. Они проходили на своих судах по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге, и Каспийскому морю, ведя торговлю даже с арабским миром.
С начала XI века начинаются торговые отношения с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. С XI по XII века вятичи торговали с Византией , куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.
В качестве жилья, в ранний период своего существования, которое нам известно, вятичи использовали небольшие полуземлянки, выступающие немного над землею и покрытые сверху двускатной крышей с уложенным на ней дёрном. Топились такие жилища «по чёрному». В более поздний период своей истории они начали строить уже полноценные срубы и не редко в два этажа. Первый этаж использовался под хозяйственные нужды, а второй - жилой. Примечательно что все дома ставились входом к реке.
Племя занималось охотой, сбором мёда и воска, разведением домашнего скота и птицы. Также они были прекрасными земледельцами, вспахивая свободные от леса луга или готовя участки для пахоты и посева так называемым подсечно-огневым методом, при котором выжигалась часть леса. В более позднем периоде, когда вятичи окончательно осели в деревнях, состоящих из 5-10 дворов и городищах, помимо работ в поле, они начали разводить огороды.
Занимая земли богатые железной рудой, племя вятичей научилось обрабатывать железо. Хорошо были развиты кузнечное и ювелирное дело.
Вятичи были свободолюбивым племенем и не вошли в состав древне-русского государства - Киевская Русь, однако были вынуждены платить пушниной дань хазарам, коими подданными они считались вплоть до X века. Примечательно, что большая славянская община проживала в столице Хазарского каганата – Итиле. Арабский географ Абу Исхак аль-Истахри в X веке пишет: «Существуют два племени хазар: одни кара хазары, или черные хазары, - смуглы и черны почти как индейцы, другие - белы, имеют красивые черты лица.» и далее: "В Итиле находится семь судей. Двое из них магометане и решают дела по своему закону, двое хазары и судят по Закону еврейскому, двое христиане и судят по Евангелию и, наконец, седьмой для славян, руссов и других язычников, - судят по рассудку".
Как уже упоминалось выше, вятичи до последнего не принимали христианство и были упёрты в своей, языческой вере. Главным божеством у них считался Стрибог. Также почитались Ярила – бог солнца, Лель – богиня любви, Лада – покровительница семейного очага, а так же сущности рангом пониже – леший, русалки, кикиморы, водяные, Дед Мороз - Карачун. Карачун кстати не являлся таким добрым, как нынешний Дедушка Мороз – им пугали детей, как в недавнем прошлом пугали бабайкой.
Первого христианского миссионера Кукшу и его ученика Никона вятичи убили, напав на миссионерский стан и обезглавив их.
Только к XI веку большинство племени приняло христианскую веру, что послужило изменению взаимоотношений между людьми: было запрещено многожёнство, человеческие жертвоприношения и кровная месть, но еще 100 лет существовали группы язычников.
С конца X века вятичей пытались подмять под себя киевские князья Святослав и Владимир, организовывая походы и заставляя платить дань, но непокорные вятичи через некоторое время дань платить переставали.
До конца XI века племенной союз вятичей оставался относительно независимым, периодически воюя с князьями того времени.
Окончательно вятичи были присоединены к Киевской Руси в период междоусобиц между Ольговичами и Мономаховичами, когда по их землям не раз прошли славянские дружины Святослава Ольговича и Юрия Долгорукова.
Последнее упоминание вятичей под своим именем в летописных источниках датируется 1197 годом.
Хотя точный возраст столицы России не известен, первые стоянки человека на её месте возникли в 8 тысячелетии до нашей эры - первоначальным населением Москвы как города считаются вятичи. Археологические раскопки, проведённые в районе Кремля, свидетельствуют, что в XI веке там уже существовало поселение, защищённое валом и рвом, что позволяет его отнести к данной категории (город).
Если статья показалась вам интересной - ставьте лайк, подписывайтесь, дополняйте комментариями.
Предыдущая статья: Россия. Часть 4. Племя славян, положившее начало Государству Российскому и русским.