Найти в Дзене
Экспертное мнение

Борьба за глобальный рынок: производители вакцин вступили на тропу войны

С момента начала пандемии весь мир ждет вакцину от коронавируса. И вот, сейчас, когда на финальные стадии испытаний препаратов вышли сразу несколько производителей, в частности российский институт им. Гамалеи с вакциной «Спутник V» и компания Pfizer, началось противостояние как на уровне борьбы за рынки сбыта, так и на идеологическом уровне. Кто захватит глобальный рынок, а также удастся ли не утопить доверие людей к вакцинам вообще в море вылившегося в информационное пространства черного пиара, узнаем в рамках Экспертного Клуба Челябинска.

Градус информационной войны об эффективности вакцин зашкаливает. Повестки с данными по результатам испытаний, а также вбросы в информационное пространство с целью дискредитировать конкурента или показать преимущества именно своей вакцины давно перекрыли даже самые рейтинговые мировые темы. Эксперты считают, что борьба за первенство на глобальном рынке, а вместе с тем и многомиллионные контракты будет упорной.

«Новость по эффективности перекрыла сводки президентских выборов в США, отреагировали на нее и фондовые рынки. Пошли в рост цены на нефть, а акции онлайн-компании, для которых пандемия стала золотым дном, здорово просели. Что ж, это бизнес, ничего личного. Не исключено, что подобные информационные вбросы и ориентируются на подстегивание либо принижение курса акций. И тогда вся эта шумиха с Biontech и Pfizer просто яйца выеденного не стоит. Они не сообщают об эффективности вакцины в случае тяжелого течения заболевания, как она защищает людей пожилого возраста, как долго держится иммунитет, если он действительно формируется, от каких штаммов коронавируса может защитить их разработка», - поделился Марк Рискин, главный редактор газеты «Южноуральская панорама».

Действительно, пока у экспертов больше вопросов к производителям вакцин, чем ответов. Возможно, только время сможет показать реальную эффективность каждого из предложенных сейчас препаратов. Причем, поскольку компании-производители ориентируются на мировые рынки, то немаловажным становится вопрос логистики, а также адаптированности и эффективности вакцины для жителей разных регионов мира.

«Я бы рассмотрел ситуацию, которая сейчас развернулась вокруг разработки вакцины от COVID-19, не в фармакологической плоскости, а в информационной. И то, что я там вижу, развивается почти по классическим законам информационной войны. Призрак большого куша стоит в глазах многих мировых фармкампаний, и появление в этой формуле серьезного российского элемента мало кого устраивает. В этом я вижу главную причину атаки, которую ощущают на себе сегодня российские разработчики вакцины от коронавируса», - считает Андрей Трушников, директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс».

Эксперты отмечают, что нападки и кампании черного пиара в адрес отечественной вакцины ничто иное как информационная война против России, поскольку успешность «Спутника V» идеологически ставит нашу страну и отечественную науку на первое место в мировом рейтинге.

«Иногда кажется, что особенностью современной эпохи окончательно и бесповоротно стала путаница между реальностью и виртуальностью. Пропагандистские машины ведут войну на уничтожение, дегуманизируют оппонентов, манипулируют постправдой и так далее. Мне кажется, что все это, с одной стороны неизбежно и будет прогрессировать, но есть и другая сторона вопроса. Как бы кому-то не хотелось, разработка вакцины – это, прежде всего, научный процесс, в котором истинность измеряется не лайками и убедительными высказываниями неких “авторитетов в этом вопросе”. Здесь есть объективные критерии и научные стандарты», - уверен Василий Зорин, кандидат политических наук, заведующий кафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ.
«В связи с регистрацией первой в мире вакцины «Спутник V» в инфопространстве начали активно появляться сомнительные публикации с критикой в отношении препарата со стороны зарубежных СМИ, в том числе использование технологии fake news. Новая же волна началась с созданием вакцины от американской компании Pfizer и немецкой BioNTech, затмив все инфоповоды, даже выборы в США. Ясно, что отдавать «пустой» рынок с многомиллиардными возможностями одной стране никто не будет, но способы продвижения зарубежной вакцины по-прежнему оставляют вопросы. Запад явно не хочет уступать и использует привычные для себя методы и манипулятивные технологии», - Глухов Александр, политолог.
«Для защиты интересов западных компаний активно используется весь арсенал протекционистских мер, а более успешные конкуренты подвергаются дискриминации. Однако противодействие продвижению «Спутника V» выходит за рамки экономики и становится предметом международных отношений, о чем открыто сообщается в материалах ряда зарубежных СМИ. С точки зрения геополитики сама возможность для России посредством распространения вакцины собственной разработки расширить границы влияния на другие страны рассматривается как серьезная угроза интересам Запада», - Александр Федотов, кандидат исторических наук, доцент ЧелГУ.

Борьба за глобальный рынок: производители вакцин вступили на тропу войны