Появление результатов клинических испытаний в отношении доказавших свою высокую эффективность вакцин, открывает для всего мира новый этап в борьбе с пандемией коронавируса. На волне постоянных новостей на эту тему, примечательно, что в российских либеральных кругах и на Западе никто не верил в успех отечественной науки и современных медицинских технологий в нашей стране. Все изменилось, когда миру был представлен «Спутник V».
Ориентированные на сверхприбыли мировые фармацевтические гиганты подключили различные информационные ресурсы, чтобы дискредитировать российский препарат. О том, насколько далеко могут зайти такие компании как Pfizer в деле устранения конкурентов, как воспринимают западную и отечественную вакцину в мире, и какие перспективы на ближайшее будущее по их производству, мы обсудили в рамках Экспертного Клуба Иркутска.
Первенство российской вакцины, по мнению экспертов, не дает покоя нашим западным оппонентам в первую очередь по идеологическим причинам, поскольку долгое время формировавшийся образ нашей страны, как отсталой в технологическом развитии по сравнению со странами Запада, сейчас рушится на глазах.
«Успешность России в разработке собственной вакцины не может по определению нравится нашим “идеологическим врагам”. Второй фактор – гораздо прозаичнее. Деньги. Компании вкладывают в разработку вакцины многомиллиардные инвестиции. На подходе сейчас несколько десятков вакцин из США, Великобритании, Японии и Китая», - считает Владимир Кочетов, генеральный директор информационного агентства «Байкал24».
Мнение коллеги разделяет кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Дмитрий Козлов:
«Работа над вакциной имеет не международный характер, а связана с конкретными фирмами. Фарма как большой бизнес. Бизнес – это не борьба за человечество, а борьба за прибыли, которые ожидаются огромные. Это очень большие деньги, но и очень большие затраты. На кон поставлены большие бонусы. Сейчас один вопрос - кто изобретет вакцину? Это и научная конкуренция. Если человек, компания или страна доказывает свое первенство, то получает максимальное количество бонусов. Это совсем иной уровень развития. Поэтому неизбежна конкуренция в медиа».
Другой вопрос, который также немаловажен для ведущих мировых стран, чьи производители также готовят к выпуску свои вакцины от коронавируса, — это борьба за рынки сбыта. Поэтому в ход идет не только политика, но и маркетинг, и PR, которые должны сформировать у обывателей привлекательный образ западной вакцины и отрицательный - российской.
«Сразу в нескольких странах вышли исследования и выпуск вакцины на финишную прямую. Это большие, я бы сказал безумные, деньги, понятно, что есть за что бороться. На медиаполе всех затмевает американская фирмы Pfizer. По моей информации, она уже провела третий этап исследования, 47 тысяч человек приняли участие, она, естественно, хочет занять рынок. Российские медики тоже торопятся готовятся выйти на мировой рынок. Сейчас уже ищут партнеров, страны для ее продажи. Разговор идет об Аргентине, Южной Америке, странах Европы», - отмечает Сергей Коровин, доктор медицинских наук, профессор.
Действительно, война за мировые рынки и многомиллионные контракты уже разворачивается, в том числе и на просторах интернета и в медиа пространстве. К обсуждению и формированию общественного мнения подключают и звезд шоу-бизнеса и топовых блогеров, которые не компетентны давать оценки разрабатываемым препаратам, однако вполне могут повлиять на мнение людей в отношении предлагаемых вакцин.
«Фактически это война за миллиардные бюджеты и госзаказы, которые в будущие годы будут тратиться на всеобщую вакцинацию населения. В этой связи вполне естественно, что битва за конкретный выбор вакцины будет проходить вне правил с использованием всех возможных ресурсов и средств», - поделился Владислав Шиндяев, председатель исполнительного комитета иркутского регионального отделения Ассоциации юристов России, политический консультант.
Эксперты сделали акцент на разнице в подходе и ожидании конечного результата при разработке западной вакцины и нашей, отметив, что целью Pfizer, как и других западных производителей, безусловно, является мировое господство на глобальном фармацевтическом рынке, а также максимальные прибыли от продажи, в случае же со «Спутником V» разработка препарата велась по заказу государства с целью защиты жизни и здоровья людей.
«Это большие деньги. Сразу несколько стран в настоящее время занимаются производством вакцины. Наиболее активны в этом Россия и США. Китайцы пока не афишируют свои дела, но не исключено, что какой-нибудь продукт покажут. Вакцины создаются на разных платформах, они не живые, синтетические. В России исследования “Спутник V” в третьей фазе, 92 % результативности. В испытаниях участвовали 42 тысячи респондентов. В США создали вакцину, но она должна храниться при температуре -70 градусов. В ходе они снизили порог до -20, но в широком масштабе ее будет трудно транспортировать. Это очень дорогой продукт», - считает Андрей Дудко, главный врач Клиники сибирского здоровья.