«Мы строили замок, а выстроили сортир, Ошибка в проекте, но нам, как всегда, видней…» Александр Башлачёв
Лев Наумов, биограф Александра Башлачёва:
Есть много довольно скорбных случаев спекуляции на имени Александра Башлачёва, когда тот или иной деятель просто подходит с вопросами об Александре Башлачёве к кому-то, а этот проект при этом с одной стороны не стоит выеденного яйца, а с другой стороны, например, всячески не поддерживается семьёй <…> У матери Александра Башлачёва этот памятник вызывает слёзы, и, по большому счёту, если вы сдаёте на него деньги, вы плюёте в лицо матери Александра Башлачёва – и это нужно понимать…
К сожалению, история эта тянется давно, а мы почему-то преступно долго молчали… Приведённое высказывание Льва Наумова датируется 2018 годом. И на данный момент своим молчанием мы добились того, что деньги на бронзовую отливку этого самого памятника — о, ужас! — собраны.
И пока автор памятника активно ищет поддержку и уже светится в петербургских СМИ и по ТВ, мы продолжаем молчать… Это совершенно непростительно.
Изначально памятник планировалось установить в Череповце, но власти прислушались к мнению семьи Саши и в установке отказали. Автор творения на этом не успокоилась и перенесла свою идею ни больше ни меньше как в Петербург!
Дальше молчать просто нельзя…
Тимофей Яровиков:
Должен сказать, что не испытываю симпатии к эскизу памятника Александру Башлачёву. По моему мнению, поэт более чем достоин увековечивания его памяти монументом, но сомневаюсь, что таким. Черты лица и фигуры поэта вполне достоверны, не могу отказать в мастерстве скульптору, но образ получился несколько легкомысленным и неглубоким.
На мой взгляд, нам предложены некоторые клише, которые, предполагаю, должны легко считываться: босые ноги, положение фигуры в стремительном движении, гитара в руке, полуоборот и жест свободной рукой, словно поэт обращается к кому-то мимоходом, пьедестал со ступеньками, словно ведущими на сцену или, если угодно, в небо... Всё это могло бы быть так, служи эти клише составными элементами сложной метафоры. Но то ли у меня не получается её распознать, то ли это решение неглубоко само по себе. В любом случае, этот памятник выглядит попсово и поверхностно, что никак не рифмуется с образом глубокого поэта и его необъятным наследием.
Печально, но ничто, кроме имени и черт, не связывает эту скульптуру с Башлачёвым. Будь это просто его реалистичный образ, он вызывал бы, думаю, меньше споров. Романтические клише делают его патетичным, да и плохо вяжутся с самим поэтом – он как раз вульгарно-романтичным точно не был.
Если бы памятники Башлачёву стояли в каждом городе, наверное, один из них мог бы быть таким. Художник волен увидеть, что ему угодно, придумать любое воплощение образа. Даже если критики назовут произведение художественно недостоверным, слишком патетичным, попсовым или как-то ещё... Но речь идёт, как я понимаю, о единственном памятнике Башлачёву в Петербурге - городе, с которым крепко связана его судьба. Я убеждён, что рано или поздно памятник появится, но этому должно предшествовать обсуждение многих проектов разных скульпторов. Я уже не говорю, что должно быть дано согласие семьи. Речь идёт о национальном поэте. Я радуюсь, что зреет мысль о появлении памятника, но точно против спешки. Должен быть выбор среди работ многих художников. И выбор этот должен быть всесторонне взвешенным.
Михаил Башаков:
Я памятник себе воздвиг...
Когда художник, в данном случае скульптор, на протяжении многих лет, вместо того чтобы неустанно созидать, делать новое, совершенствоваться, занимается тем, что ищет средства и добивается установки своего «творения» в большом городе, да ещё пренебрегая мнением родных человека, которому посвящена скульптура – это наводит на мысль, что памятник он ставит себе. Не тому, кому посвящена работа, а себе за счёт него. То есть он не пытается найти образ, который понравится, художник считает, что образ найден и он, образ, идеален.
Такой памятник ни в коем случае нельзя устанавливать – подумал я, а когда увидел это «творение», утвердился в своей мысли окончательно. На мой взгляд, никакой художественной ценности это «произведение» не имеет, и именно поэтому данный памятник Александру Башлачёву не должен быть установлен ни в городе, где родился поэт, ни в Петербурге. Спаси Господи наш прекрасный город от бездарных скульптур!
Павел Пиковский:
Сегодня очень много говорят о памятниках. Только что была история с памятником Есенину, теперь вот вновь всплывает тема с памятником СашБашу.
Против ли я? Ну, не за. Во-первых, потому что против семья.
Во-вторых, мне поза не нравится. Я идею не осязаю. У Александра Николаевича в стихах столько удивительно точных образов, столько ясных метафор — он очень богатый и очень смелый поэт. Любое его стихотворение — само по себе уже монумент, памятник. Я, почему-то, вспомнил сразу стихотворение «Петербургская свадьба»:
В решетку страшных снов врезая шпиль строки...Звенели бубенцы.
И кони в жарком мыле тачанку понесли навстречу целине...
Двуглавые орлы с подбитыми крылами.
Царь-Пушкин в новой раме.
Калечные дворцы простерли к небу плечи.
Из раны бьет Нева. Пустые рукава.
Ты сводишь мост зубов под рыхлой штукатуркой,
Но купол лба трещит от гробовой тоски...
Гроза, салют и мы! — и мы летим над Петербургом,
Аааа!!! Просто аааа!!!
Сколько страшных удивительных образов, ему одному, Башлачёву, присущих, характерных.
А на этой скульптурке что? Хочешь — налепи туда лицо Высоцкого или Талькова, Цоя — кто у нас там ещё трагически и безвременно? — и ничего ровным счётом не поменяется. Вот ничего.
А хочется так, чтобы ещё и лица не видно издали, а уже точно знаешь: это – Башлачёв.
Поэтому я против.
Александр Щербина:
Есть память. И есть памятники. Память – она в стихах, песнях, мыслях, словах, поступках. Ей вообще не нужны ни место, ни гипс, ни бронза. Она у каждого своя. И про своё. Про своего Башлачёва, про то, как услышал или увидел, как вздрогнул в первый раз от этого нерва и звона. Про то, как вживался и как с этим жил – потом.
С памятником не так. Он – один на всех. В нём самое главное должно, самая суть – что в человеке было такого, что разбудило других от спячки. И до сих пор будит. И чтобы вот рядом с этим памятником люди собрались, включили Башлачёва, голос его, или сами запели бы – и ничего не сфальшивило: ни место, ни гипс, ни бронза.
А сейчас смотрю на этого рубаху-парня с комсомольской стройки, агитплакатно зазывающего меня рукой, - и не слышу ни звука. Ни колокольчиков, ни струн, ни нерва. Ну нет в этом образе ни рок-н-рольного язычества, ни просто человеческой судьбы. Вместо места силы – скульптура для фотки в инстаграм. Вместо скомороха, которому вот-вот башку снесут, - сладкоголосый Лель.
И правда же, ничего плохого в том, что человек увидел СашБаша другим. И что столько лет держится за свою мечту, не обращая внимания на протесты родственников, друзей и на таких упрямцев, как я. И только искренняя ей благодарность за сам порыв. Потому что да, памятнику Александра Башлачёва дόлжно быть. И в Череповце, и в Питере, и в Екатеринбурге, и в Москве…
Просто… Слушайте, есть здесь скульпторы? Такие вот, настоящие, – с рукой мастера и нервом поэта. Есть кто-нибудь? Отзовитесь. Кому нести деньги, куда звать народ? Просто ну нельзя так – лишь бы что-то. Вот сейчас включил – первое же в наушниках:
А теперь посмотри, где я…В чистом поле - дожди косые.
Да мне не нужно ни щита, ни копья.
Я увидел тебя, Россия.
И ведь услышала, слава Богу, и посмотрела, и увидела... Но не таким же…
Друзья музыканты и все те, кто ценит наследие СашБаша, не молчите и вы! Пишите свои мнения и для удобства нахождения ваших постов ставьте хештег #ошибкавпроекте. В Череповце, на родине Саши, удалось справиться с этим произволом без широкой огласки, в масштабах Культурной столицы нам нужна ваша помощь!