Сальвадор Дали — гений или эксцентрик, позер или талантливая личность? Независимо от ответа на этот вопрос нельзя отрицать его значения в становлении и развитии сюрреализма.
Сегодня даже обыватель, опосредованно знакомый с живописью, сможет навскидку назвать свои ассоциации с именем великого мастера. Сумасшествие, неожиданность, непонятность — это далеко не полный перечь приходящих на ум ассоциаций. Конечно, они во многом абстрактны, но факт остается фактом — этому каталонцу удалось оставить след в памяти поколений.
Для того чтобы стать известным, в те времена приходилось много работать. Одной из сфер творчества Сальвадора Дали стал PR, искусством которого художник овладел превосходно. Дали одним из первых оценил возможности публичного пространства, сумев превратить свое имя в бренд. Художник устраивал постоянные перформансы (чего стоят его сюрреалистические балы, продуманные до мелочей, выходы в свет с муравьедом на поводке). Одну из лекций о сюрреализме Дали решил читать в скафандре. Не разобравшись в его устройстве, он едва не погиб от недостатка кислорода под аплодисменты публики, принявшей синеющее лицо маэстро за его очередную акцию.
Несомненно, Дали сформировал свою собственную эстетику. Эстетику сюрреалистическую, непонятную и вневременную, отсылающую нас к экзистенциальным корням философии ХХ века. Абсурдность на первый взгляд превращается в серьезность. Как это отразилось на Сальвадоре Дали?
Посмотрим на него самого, его имидж. С фотографий разных лет перед нами предстает щеголеватый мужчина с причудливо закрученными усами. Усы — визитная карточка Сальвадора Дали. Он закручивал усы пальцами, испачканными финиками, которые он так любил. Иногда Дали использовал воск и состриженные волосы, чтобы создавать более сложные конструкции.
Его костюмы безукоризненны, но вполне традиционны — предпочтение он отдает костюмам-тройкам. Но за строгостью формы кроется буйство содержания. Он не сдерживает себя как в цветовой гамме (здесь мы можем видеть как традиционный черный, синий и серый, так и ярко-красный, желтый, бордовый), так и в материалах (от шерсти и твида до велюра и вельвета). Он мастер деталей, поэтому на светских мероприятиях никогда не расстается с щегольской тростью, носит яркие галстуки и шейные платки. В рабочее время его можно застать в одежде с традиционными национальными мотивами и принтами.
Есть в его жизни и место перформативности: на последней прижизненной фотографии уже тяжело больной Дали изобразил себя в образе живой мумии, наряженной в дорогой халат.
Образы Дали имели двойственный смысл. С одной стороны, они, бесспорно, привлекали внимание к личности художника, на что он и делал ставку. С другой же стороны, Сальвадор Дали был человеком весьма закрытым, ему было сложно идти на контакт с людьми. Дали создавал образы, которые, при всей своей привлекательности, отталкивали людей. Они не знали, чего ожидать от человека в таком буйном одеянии, и предпочитали не вступать с ним в контакт без особой надобности.
Итак, повседневной жизни Дали придерживался вполне традиционного стиля, даже несколько консервативного. Являясь составной частью мировой богемы на протяжении почти всего ХХ века, он не собирался радикально порывать с принятыми в этой среде традициями. В этом же проявлялся его сюрреализм — он не был намерен представать в образе городского сумасшедшего, выход за пределы реальности совершался им с абсолютно серьезным лицом, в идеально подогнанном и безукоризненно сидящем костюме.