Найти тему
Татьяна Альбрехт

Пико делла Мирандола – забытый гений Возрождения

Кристофано дель Альтиссимо. Пико делла Мирандола
Кристофано дель Альтиссимо. Пико делла Мирандола

17 ноября 1494 года во Флоренции умер Джованни Пико делла Мирандола - замечательный философ, теолог, энциклопедист, переводчик. Одна из самых удивительных и загадочных фигур итальянского Ренессанса.

Когда мы в театре работали над «Фьоренцей» Томаса Манна[1], я собирала «досье» на всех персонажей. И Пико, естественно, заслуживал особого моего внимания не только за то, как интересно он выписан у Манна, но и потому, что я сама, еще учась в Историко-архивном институте, заинтересовалась этой фигурой.

Конечно, в краткое изложение жизни и творений этого человека не вместить всей оригинальности и многообразия личности. Но вот такое вышло «досье».

Родился 24 февраля 1463 года.

Происходил из семьи Пико — синьоров Мирандолы[2] и Конкордии[3], связанной родственными узами со многими владетельными домами Италии.

В 14 лет поступил в Болонский университет, где прослушал курс канонического права.

В 1479 впервые побывал во Флоренции, где сблизился с некоторыми членами кружка Марсилио Фичино[4]. Однако первоначальное формирование философских интересов Пико шло помимо Платоновской академии[5].

Марсилио Фичино
Марсилио Фичино

В 1480-1482 годах слушал лекции в Падуанском университете, где глубоко усвоил средневековую философскую и теологическую традицию. Особенный интерес у него вызвали воззрения падуанских толкователей Аверроэса[6] Николетто Верниа и Элиа дель Медиго, познакомивших его с сочинениями арабских и еврейских мыслителей.

Помимо освоения права, древней словесности, философии и богословия, изучал новые и древние языки (латынь, древнегреческий, иврит, арабский, халдейские языки).

Поездка в Париж в 1485 позволила Пико приобщиться к достижениям школ поздней схоластики, особенно парижского и оксфордского номинализма[7].

Не ограничиваясь этими традиционными познаниями, он углубился в изучение восточной философии, астрономии, проявил интерес к мистическим учениям и Каббале, стремясь охватить самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Козимо Джовани Медичи Старый
Козимо Джовани Медичи Старый

В декабре 1486 двадцатитрехлетний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на философском диспуте в Риме. Диспут, для участия в котором приглашались ученые всей Европы (проезд в оба конца брался оплатить им автор тезисов), должен был открыться речью Пико, которой позднее было дано название «Речь о достоинстве человека» (издана в 1496).

Напоминающая скорее манифест, чем вступительное слово, «Речь» была посвящена двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли. В 900 тезисах была заключена в сжатом виде вся программа философии Пико, которую ему так и не довелось полностью осуществить за оставшиеся неполные 8 лет жизни.

Вилла Кареджи
Вилла Кареджи

начительную часть тезисов составляли положения, заимствованные из творений «латинских докторов», учений арабской фалсафы[8] и науки, греческих перипатетиков[9], Платона и неоплатоников, из герметического свода[10] и Каббалы.

В самом обилии источников заключался глубоко полемический смысл. Автор отказывался следовать некоей определенной школе и направлению и, приводя суждения самых разных мыслителей, находя в каждом нечто достойное изучения и использования, подчеркивал свою независимость от любой из существующих традиций.

Последние 500 тезисов были составлены «согласно собственному мнению» диспутанта, среди них особо выделены «парадоксальные тезисы, вводящие новые положения в философию» и «богословские тезисы, согласно собственному мнению, весьма отличные от принятого у богословов способа рассуждения».

Папа Иннокентий VIII[11], смущенный не только смелостью рассуждений Пико о магии, Каббале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и возрастом философа, назначил для проверки «Тезисов» специальную комиссию, которая осудила 13 выдвинутых положений, как еретические (обвинение было снято только в 1492).

Папа Иннокентий VIII
Папа Иннокентий VIII

Наскоро составленная Пико «Апология» (1487) привела к осуждению всех «Тезисов».

Перед угрозой преследования со стороны инквизиции, в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в одну из башен Венсенского замка. Его спасло заступничество высоких покровителей и, прежде всего, Лоренцо Медичи.

В 1488 по просьбе Медичи папские власти разрешили ему поселиться близ Флоренции.

Дух и среда флорентийской Платоновской академии оказались весьма благотворными и приятными для творческих планов и религиозно-философских устремлений Пико. Однако на заседаниях Академии на вилле Кареджи Пико выступал не столько в роли ученика, сколько в качестве полноправного собеседника.

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи
Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи

Ещё в 1486 он написал свой «Комментарий» к «Канцоне о любви» Джироламо Бенивьени[12](издан в 1519), содержащий изложение платонической философии, гораздо более свободное от христианской ортодоксии, чем это было принято среди флорентийских неоплатоников.

В 1489 он закончил и издал трактат «Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения», в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл Книги Бытия.

В 1492 был написан небольшой трактат «О сущем и едином» (издан в 1496) — самостоятельная часть неосуществлённого программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля.

В «Гептапле» Пико, раскрывая (с помощью воспринятого из Каббалы иносказательного толкования Библии, противопоставляемого буквальному смыслу Священного Писания, как «грубому» и «простонародному») «подлинный» смысл библейского рассказа о сотворении мира, дает ему не теологическое, а философское в духе неоплатонизма, толкование. Он представляет мироздание в качестве иерархии «трех миров» — ангельского, небесного и элементарного.

Чувственный мир возникает не непосредственно в результате божественного творения «из ничего», а от высшего бестелесного начала, которое единственно и сотворено богом. Мир вещей возникает из «хаоса» — материи, но она не «почти ничто» и не «близка ничто» — это материя, исполненная всех форм, находящихся в её недрах в смешанном и несовершенном виде.

Ибн Рушд на фреске «Апофеоз Фомы Аквинского» Андреа Бонайути
Ибн Рушд на фреске «Апофеоз Фомы Аквинского» Андреа Бонайути

Незадолго до смерти Пико завершил сочинение «Рассуждения против прорицающей астрологии» (издано в 1496), в котором он отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли. Главный пафос этого сочинения — призыв отказаться от поисков «отдаленных», «общих», ничего не объясняющих причин явлений природы и человеческой жизни в движении небесных светил и обратиться к исследованию того, что исходит «от собственной природы самих вещей и ближайших и связанных с ними причин». Важнейшей задачей познания Пико считал изучение действительных природных закономерностей. Он выдвинул мысль о математической структуре природы и природных законов, разъясняя, что речь идет не о «математике торговцев», но и не о «суеверной математике» астрологов и некромантов. В качестве «завершающей»части науки о природе Пико рассматривал магию, которую противопоставлял как (принимаемым им в качестве внеприродных явлений) чудесам религии, так и «суеверной магии». Натуральная магия, по мысли Пико, есть наука, «посредством которой познаются силы и действия природы, их соотношения и приложения друг к другу». В качестве практической части «науки о природе»она учит «совершать удивительные вещи с помощью природных сил».

Этот трактат оказал значительное влияние на последующую натурфилософию и, в частности, на Кеплера[13].

Умер Пико во Флоренции в 1494 году, в результате отравления мышьяком.

Незадолго до смерти он принял монашество и стал членом Доминиканского ордена. Похоронен в доминиканском монастыре Святого Марка во Флоренции, настоятелем которого был Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом в конце его жизни.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео. Около 1498 года
Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео. Около 1498 года

Пико дела Мирандола не завершил большинства замыслов. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религии и философские школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве.

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного Я. Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Он выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней.

«Бог не определил человеку места в иерархии», - говорит Пико в «Речи о достоинстве человека».

«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Человек не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния.

Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет».

Гермес Трисмегист. Римская фреска
Гермес Трисмегист. Римская фреска

Он ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Речь идет о новом понимании человеческой природы — как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора. «Божественность» человека — не просто в том, что он создан по образу и подобию Божию, она — как и всякое человеческое совершенство — не дана, а достижима. Кстати, эта мысль перекликается с учением великого раннехристианского теолога Оригена.

Провозглашаемая Пико всеобщая философская мудрость должна была, по его замыслу, слиться с обновленным христианством, весьма далеким от его ортодоксально-католического истолкования. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции взаимосвязаны и зависят друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

Столь насыщенная творческая и научная жизнь не мешала Пико принимать участие в разнообразных наслаждениях, празднествах и оргиях, практикуемых при дворе Лоренцо Великолепного.

Кроме того, будучи весьма привлекательным и обаятельным мужчиной, Пико пользовался большим успехом у женщин. Слава о его любовных похождениях вышла далеко за пределы Флоренции.

Недаром, смерть его наступила от отравления. Ревнивый ли муж, менее удачливый соперник или какой-нибудь ловкач по приказу понтифика ускорил кончину ученого вольнодумца - кто же знает.

Глава Римской Курии тоже вполне мог испугаться смелости философа, опирающегося не просто на собственные мысли, но на постигнутую мудрость тысячелетий.

В эпоху великого брожения умов, когда уже маячила Реформация, опасно было такими кардинальными идеями подрывать и без того сильно пошатнувшийся авторитет католической церкви. А если учесть, что в это же время проповедовал Савонарола, с которым философ был дружен, понтифик мог перепугаться не на шутку - союз этих двоих мыслителей был слишком опасен для обветшалого здания средневековой католической догматики, за пределы которой никак не могла выйти официальная церковь.

Удивительно другое. Говоря про итальянское Возрождение, вспоминают, чаще всего, Лоренцо Медичи - кровавого тирана с хорошим вкусом и безупречным чутьем на таланты, не скупившимся на поддержку искусства ради прославления своего имени и укрепления своей власти. Вспоминают Боттичелли, Микеланджело, да Винчи, мастеров Кватроченто, несомненно достойных и славы и благодарности потомков.

Но ведь они творили не в безвоздушном пространстве. Они питались идеями мыслителей, таких, как Пико и Марсилио Фичино, проповедников, таких, как Савонарола, ученых, опережавших свое время смелостью мысли и дерзостью идей.

Мне кажется, столпами Ренессанса, не меньшими, чем эти творцы и гораздо большими, нежели расчетливые меценаты Медичи, надо считать именно таких людей, как Пико и Савонарола - смелых, свободных, глубоко и широко мыслящих, стремящихся к познанию и постижению истины, оставивших после себя великое духовное богатство

Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска в Зале указов Ватиканского дворца
Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска в Зале указов Ватиканского дворца

[1] Ранняя новелла немецкого писателя о последних днях жизни Лоренцо Медичи. Написана в виде пьесы.

[2] Мирандола— город в Италии, располагается в регионе Эмилия-Романья, подчиняется административному центру Модена.

[3] Конкордия-сулла-Секкьи — коммуна в Италии, располагается в регионе Эмилия-Романья, подчиняется административному центру Модена.

[4] Годы жизни. 1433-1499.Домашний наставник Лоренцо и Джулиано Медичи, ритор, философ, гуманист, астролог, католический священник, первый переводчик трудов Платона с греческого на итальянский.

[5] Здесь речь идет о Платоновской академии в Кареджи, основанной в 1462 году по инициативе Козимо Медичи. Располагалась на вилле Медичи. Это был небольшой круг ученых и художников, литераторов, философов, с которыми он, подражая античным философам, устраивал ученые диспуты, философские дискуссии поэтические состязания. При этом члены Академии были участниками буйных оргий и непристойных выходок правителя Флоренции.

[6] Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (1126- 1198) — андалусский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс. Автор трудов по логике, аристотелевской и исламской философии, богословию, религиозному праву маликитского мазхаба, географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. Перипатетик, видный представитель восточного аристотелизма, основоположник аверроизма; переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.

[7] Философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Иначе говоря, предметом критики для номиналистов является то, что общие имена применяются не только к классу вещей как к целому, а и порознь к каждой отдельной вещи из этого класса.

Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа.

[8]Средневековая мусульманская философия IX-XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля.

[9] Ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Основана в 335/334 гг. до н. э

[10] Герметизм, также герметика или герметическая философия — синкретическое религиозно-философское, магико-оккультное, теософское учение эпохи эллинизма и поздней античности близкое по духу к гностическим, изучавшее тексты с сакральными знаниями, приписываемые полулегендарной личности — мудрецу Гермесу Трисмегисту, от имени которого и произошло название течения. Был очень популярен у средневековых алхимиков.

[11] В миру Джанбаттиста Чибо (1432(?)-1492) — папа римский с 29 августа 1484 года по 25 июля 1492 года.

[12] Итальянский поэт, участник Платоновской академии Кареджи.

[13] Иоганн Кеплер (1571-1630) — немецкий математик, астроном, механик, оптик, первооткрыватель законов движения планет Солнечной системы.

Уильям Блейк. Ветхий Днями
Уильям Блейк. Ветхий Днями