Найти в Дзене
Sofi_FRUM

Темперамент и его влияние на учебную деятельность

Оглавление

Введение

Все люди уникальны не только внешне, но и внутренне. Мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, профессии, у каждого из нас свои взгляды и вкусы, особенности, которые оказывают существенное влияние на учебный процесс.

Если проследить за людьми во время учебного процесса, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности.

Для начала введём понятие "темперамент"

Темперамент - это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Проще говоря, это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако личность способна успешно “замаскировать” или “сгладить” некоторые качества своего темперамента. Впрочем, в стрессовых ситуациях (включая эффект неожиданности) с большей вероятностью проявится именно врожденное качество, а не приобретенное.

-2

Типы темперамента

Думаю, что вы не впервые слышите о типах темперамента, но всё же мы сформулируем и повторим их ещё раз (сформулировано по Рогову, Немову и Крутецкому):

1. Холерик - характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, импульсивен и не сдержан, но такой индивид быстро остывает и успокаивается, конечно при условии, что ему уступают (идут навстречу).

Ему присущи: быстрые движения, речь, активная жестикуляция и мимика (но это всё непродолжительно). Он практически неспособен контролировать свои эмоции. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость. Также возможны затруднения в переключении внимания, потому что он скорее экстраверт. (Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением, неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости).

2. Сангвиник - характеризует человека весьма веселого нрава. Является уравновешенным, способным контролировать свои эмоции. Подвергается быстрой смене деятельности, планов, интересов, но быстро адаптируется к новым обстоятельствам. Если какое-либо дело ему интересно, может проявлять очень высокую активность.

Сангвиник много обещает, но не всегда выполняет свои обещания. В большинстве случаев по его мимике и действиям можно легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. Ему присущи: быстрые движения, гибкость ума, быстрый темп речи, находчивость, оптимистичность, юмористичность, а также быстрое включение в новую работу. Как правило, он больше откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем. Является экстравертом.

Стоит отметит, что Сангвиники жизнерадостные, общительные люди. Они легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, для них все люди - друзья и поэтому в некоторых ситуациях, да и по жизни, они бывают слегка доверчивыми и легкомысленными.

3. Флегматик - этот тип темперамента относится к хладнокровному человеку. Скорее склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Медленно приходит в возбуждение, но зато, когда находится в этом состоянии, то надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система. Его трудно рассмешить и опечалить. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки.

Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. Но при правильном воспитании у флегматика легко формируются такие черты как усидчивость, деловитость, настойчивость. В неблагоприятных обстоятельствах у него могут развиться вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже самому себе.

4. Меланхолик - этот темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему.Он обладает повышенной чувствительностью, сильный раздражитель может вызвать «срыв», «депрессию».

Никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает, если не может выполнить данное обещание, даже в том случае, когда его выполнение мало зависит от него. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик: неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекается, невнимателен, чаще всего такие люди интроверты.

В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Он способен добиваться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Отличается мягкостью, тактичностью, деликатностью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

Проявление темперамента

В одном и том же человеке могут уживаться все 4 вида. Однако 1-2 из них будут доминантными. Нельзя точно сказать, в какой момент тот или иной психотип решает проявить активность. Учёные-психологи выявили сразу несколько предположений:

Один тип темперамента сменяется другим. Когда первый не справляется с ситуацией. (Например, если жизни флегматика что-то угрожает, он может вдруг обнаружить в себе холерика)

Смена активности происходит из-за сильного или продолжительного стресса. (После предательства мужа холерическая женщина замыкается в себе и позволяет проявиться внутреннему меланхолику).

Разные типы активизируются в разных сферах жизни. (К примеру, в рабочих вопросах холерик, в отношениях — сангвиник).

Однако все эти свойства не возникают из ниоткуда. Если в индивиде изначально не заложен какой-то тип темперамента, он никогда не появится. Личность может делать вид, будто она какой-то из типов, но никогда не станет им по-настоящему. (То есть меланхолику будет страшно пробовать новое, как бы он не старался казаться храбрым. А флегматик продолжит выполнять рабочие поручения медленно, но вдумчиво, даже если дедлайн уже пришел и грозно смотрит на него).

Теории учёных.

(тип личности, сила, подвижность и уравновешенность, шкала нейротизма и психотизма)

Карл Юнг, Иван Павлов, Ганс Айзенк, Эдмунд Конклинг внесли неоценимый вклад в развитие психологии.

Тип личности

Учёный Карл Густав Юнг (1875-1961) предложил классификацию личности на основе направленности внутренней (психической) энергии человека. Он выделил понятия: экстраверсия и интроверсия. У человека с чертами экстраверсии энергия направлена во внешний мир, а у людей с чертами интроверсии во внутренний. Также он добавил, что у человека имеется два вида энергии, но одна из них является доминантной. Позже Эдмунд Смит Конклин (1884 - 1942) ввёл понятие «амбиверт», обозначив третий тип личности. Он объяснил, что это люди, у которых черты интроверсии и экстраверсии проявляются в разных ситуациях

Экстраверты - общительные люди, которые легко заводят новые знакомства. Они более успешны в обществе и обладают лидерскими качествами. Экстраверты черпают энергию в обществе, в общении. А вот в одиночестве долгое время находиться они не могут. Это истощает их психологически.

Интроверты- тихие, замкнутые люди, которые трудно заводят новые знакомства. Еще в обществе распространено мнение, что интроверты — застенчивые люди. Это не совсем так. Застенчивыми могут быть и экстраверты, и амбиверты. Застенчивость — это не черта интровертов, это боязнь общественного осуждения, непонимания. Это отдельная проблема, с которой нужно работать. Интроверты вполне коммуникабельны, просто им сложнее раскрываться в обществе незнакомых людей, чем экстравертам.

Амбиверты - гибкий, адаптивный тип личности. Считается, что большинство людей на планете — это амбиверты. Можно сказать, универсальный тип личности, сочетающий в себе черты экстравертов и интровертов. Такие люди, в зависимости от ситуации, могут вести себя как экстраверты или интроверты. Так, например, человек может быть инициативным лидером на работе и спокойным сдержанным человеком в семье, или наоборот.

Теория Ивана Петровича Павлова

Считал, что главные критерии, определяющие тип темперамента - сила, подвижность и уравновешенность.

Сила — способность индивида быть выносливым, сохранять работоспособность даже во время интенсивных и/или длительных нагрузок, быстро восстанавливаться. Виды: сильный (выносливый) и слабый (быстро устает).

Подвижность — особенность высшей нервной деятельности, которая выражается в возможности индивида быстро переключаться между задачами, усваивать новую информацию и реагировать на внешние стимулы. Виды: подвижный (реагирует легко и быстро) и инертный (реагирует медленно).

Уравновешенность — характеристика индивида, позволяющая ему контролировать эмоции, сдерживать внезапные импульсы и желания, оставаться адекватным. Виды: уравновешенный (спокойный) и неуравновешенный (эмоционально-экспрессивный).

Теория Ганса Айзенка

Английский психолог Ганс Юрген Айзенк (1916-1997) считал, что самыми важными факторами для определения описываемого психического свойства являются шкала интроверсии-экстраверсии, нейротизма и психотизма.

Интроверсия-экстраверсия — субъект-объектная ориентация индивида, направление основного потока его внимания. Виды: интроверсия (фокус на внутренних психических процессах) и экстраверсия (фокус на окружающем мире).

Нейротизм — это степень эмоциональной уравновешенности индивида.

Виды:эмоциональная стабильность (спокойствие, зацикленность) и лабильность (истероидность, невротизм).

Психотизм — степень предрасположенности индивида к психозу. (Современные ученые отрицают важность этой категории в определении психотипа. Это часть психики, но не центральная. К тому же, шкала психотизма — это очень ветвистая и неоднозначная характеристика. Поэтому во многих новых тестах ее игнорируют.)

Также главные направления научных исследований Ганс Айзенк проводил в сфере теории личности, исследования интеллекта, социальных аттитюдов, бихевиористской генетики и поведенческой психотерапии. Он относился к изучению и исследованию психологии как естественной науки и критиковал гуманистический и психодинамический подходы за их субъективный характер.

Довольно известными его трудами стали: тест на определение темперамента и психологический тест на экстраверсию, нейротизм и психотизм, созданный Гансом Айзенком совместно с супругой Сибиллой в 1968.

Влияние темперамента на учебную деятельность

Ученые всего мира уже давно пришли к выводу, что темперамент проявляет воздействие на процедуру овладения ребенком новых познаний. Темперамент выражается в весьма раннем возрасте. Процесс наиболее интенсивного познания окружающего мира, как наблюдают эксперты, продолжается примерно до 8 лет. А темперамент, которым они владеют, проявляет значительное воздействие в успешности обучения. Например:

Сангвиник - владеет большой инициативностью и трудоспособностью, стремительно берется за дело и способен длительное время действовать не утомляясь. Если не принимать во внимание особенности темперамента, то ребенок станет беспокойным и неусидчивым.

Холерик -выделяется большой реактивностью и инициативностью. Но у холерика реактивность доминирует над инициативностью, согласно данному обстоятельству он не сдержан, нетерпелив, вспыльчив.

Флегматик - выделяется самообладанием, терпеливостью, силой воли. Как норма, он трудно адаптируется к новым условиям.

Меланхолик - характерно легко отвлекаемое и шаткое внимание, и замедленный темп абсолютно всех психических процессов

Зачастую темперамент становится источником раздражения и неуспеваемости ученика. На уроке чаще всего образуются условия, более оптимальные для сильных учеников, которые быстрее усваивают и обрабатывают информацию. По этой причине учащиеся с низкой и пассивной нервной системой чаще становятся в менее успешном положении и чаще встречаются из числа неуспевающих.

Образование без учета психофизиологических отличительных черт ребенка поспособствует возникновению стресса, притормаживанию, что будет оказывать большое влияние на его успеваемость. Согласно этой причине, исследование особенностей темперамента подростков считается значимым вопросом.

Заключение

В заключение, хочу сказать, что знать свой тип темперамент необходимо не просто из любопытства, также, для саморазвития и самосовершенствования. Как рассказывала ранее, чтобы научиться разбираться в себе и людях, определять причины их поведения и поступков, а порой даже предугадывать их, важно знать, что такое психика человека. Ученик может легче сделать выбор в пользу какой-либо профессии, понять поступки других людей и наладить с ними взаимоотношения, а также лучше понять себя и свои нужды, если будет знать свой темперамент.

-11

1. Если вы желайте пройти тест на определение своего вида темперамента 48 вопросов

2. Если вы хотите пройти тест на определение интроверта и экстраверта

3. Опросник Карла Юнга на темперамент

4. Множество других психологических тестов здесь