Модное направление профессиональной практики это стажировка с нулевыми позициями. Через прохождение всей вертикали ролей специалист станет профи, а человек успешным.
Начну с фактологии.
Декан встретил нас на пороге аудитории и сказал: привет, проблемники! Почему проблемники? - спросили мы. А к нам другие не приходят, - ответил профессор Подольский.
И понеслось.
Берн, Юнг, Фрейд, Гроф, Адлер, Райк, Райх, Леви... Все звёзды психоанализа стартовали с трудного жизненного вопроса. И, следовательно, в первую очередь, были пострадавшими.
Итак, первая роль. Ты - пострадавший или пациент. Это нелегко признать, обездвижено лежащему под проблемой человеку. И он сам себе, обучаясь на психфаке МГУ, должен протянуть руку помощи. Каким образом? Да вот, через многие-многие описания аналогичных затруднений и развязок. И не тупо скопировать, а переработать и выйти со своим уникальным решением, взяв ответственность за последствия исключительно на себя.
Это не волшебная таблетка от депрессии, лихо применяемая психотерапевтами, не лихое "забей", не параллельная эквилибристика и не сведение счетов с жизнью. Это дайвинг в глубину осознания и уверенный серфинг по томному штилю и штормящему океану. Ты - пациент. Признай и подружить со своей проблемой. Считай (в смысле прочитай) её краски и реши вопрос первого клиента, водрузив первый флажок на вершину не очень-то высокого препятствия.
Примечание. Как удивительно бывает слушать корявую речь литературного критика, рассуждающего о творении классиков. Так же удивительно общаться с психологом, который замуровал свои проблемы толстым слоем чужого опыта... Таким же монументальным способом он будет работать с запросами своих клиентов. Жаль... Обоих... ))
Роль вторая - аналитик с микроскопом и биноклем.
Сколько бы будущий специалист ни прочитал книг, он останется кабинетным затворником. Без шторма, ветра, бури, палящего солнца, блужданий в темноте никогда не рождается победитель. Поэтому сколько бы рефератов, дипломов, тестов, тренингов, сертификатов не было бы за плечами, настоящие компетенции даёт только сама жизнь. Вспомним секрет мудрой деревенской бабушки, которая с одного взгляда считывает состояние и характер человека. К такому же считыванию приходят люди, чьи профессии связаны с потоковыми коммуникациями. И вас назовут легким или тяжёлым таксист, удобным парикмахер, массажист, маникюрша и тренер. Наблюдайте, сравнивайте и не сегрегируйте наотмашь.
Роль третья - адаптер.
Эта роль - залог комфорта во взаимодействии. Приспосабливаться можно по-разному. Ударять и отворачиваться, говорить на одном языке, попугайничать, обезьянничать, умничать и т.д. Но адаптер - это другое. важно, чтобы "папа-мама" подошли. Иногда очень трудно найти входное отверстие... Как только вы освоите роль адаптера, 90 % успешных коммуникаций в ваших руках!
Какие могут быть варианты? Конечно, со временем вы научитесь виртуозно конструировать свои из ассортимента накопленного опыта. Но давайте рассмотрим курьезный случай, когда ваш клиент молчит, и с каждой минутой обстановка становится всё более напряжённой.
Плюсы: пришел, сел, смотрит, ждёт.
Минусы: на вопросы не отвечает, проблему не описывает.
На первой встрече вам важно понять, что за человек перед вами? Какие у него есть личностные ресурсы? Воспользоваться тестом - это как заказать доставку пиццы. Универсальные рецепты здесь не подходят. Итак, попросите пришедшего сказать, что он видит перед собой? И как только человек произнесёт хотя бы одно слово, начинайте разматывать клубок через обстановку, в которой вы находитесь. Просто перечисляйте, возможно по очереди, называя то что вас окружает. Доверьтесь интуиции и вперед! Какие метафорические карты? Субъективная реальность в 1000 раз информативнее! И ещё, с "закрытым" клиентом применяйте парадоксальные и нелогичные приёмы. Его проблема в них всплывёт, как на ладони.
Парилка или обмывочный пункт. В ней "сам себе банщик"- ваша следующая роль, способствующая обесцвечиванию важности рабочих событий на фоне вашей уникальной, единственной и неповторимой жизни. Догадались? Это про выгорание.
Всем спецам, работающим с людьми, свойственно смешивать работу с жизнью до полного исчезновения сути последней. И это не только у взрослых. Школьники, студенты, спортсмены подвержены тому же. А обесцвечивание происходит только при отключении ума. Не зря на фоне эмоциональных перегрузок возникают пагубные привычки и зависимости. ...и у детей тоже...
Нам нужно обесцветить груз? Чужой груз, который мы взялись поднести, чтобы помочь человеку? Ныряем в прорубь, прыгаем с парашютом, идём в парилку, в горы, в пустыню, в тайгу, ходим на байдарках и под парусом и много чего ещё... Не в телевизоре! По-настоящему! НЕ вышиваем крестиком, убаюкивая впечатления от работы! НЕ СИДИМ! Только движение и преодоление физических препятствий помогают восстановить границы своего бытия. Скажете, что это про риск? Отчасти верно. Но только отчасти.
И зелёным огурцом переходим к новой роли.
Это - админ.
Важно уметь планировать свою жизнь, не говоря уже о сценарном моделировании, но это другая тема)
Планирование разнопорядковой деятельности на 24 часа входит в компетенцию админа. Есть цифровая формула: 2 - 1 - 4 - 2 - 4 - 1 - 2 - 8. В ней чередуются виды активности и отдыха. Пусть она останется ребусом. Каждый может заполнить её самостоятельно, стартовав с момента утреннего подъёма. В развертке месяца на каждые 11-е лунные сутки формула будет выглядеть иначе: 4 - 2 - 4 - 2 - 4 - 2 - 4 - 2. Это нужно для гармонизации персонального биоритма с окружающей средой.
Админ соблюдает ритм напряжения и расслабления, вкусно готовит, практикует васту, медитацию, не тревожится и никуда не спешит.
И вот, наконец-то, мы добрались до исключительной роли самого Я, которое и надевало все эти пижамки и халатики. Я - это тело+разум+вольный дух, живущее в каждом моменте, вкушающее впечатления от жизни. А как ему это удаётся и чем оно в вас занимается, подумайте сами... Удачи!