Найти тему
Наука | SciTeam

Геоглифы

Совсем недавно на весь мир прославился геоглиф из Перу с изображением котика – 37-метровое изображение возрастом более 2 тысяч лет. Котики – это, конечно, хорошо, но зачем люди рисуют такие огромные рисунки и какие ещё геоглифы получили всемирную известность?

Большинство геоглифов находят в местах, где не так много людей и есть возможность сохранить изображение. Их назначение, судя по всему, было магическим: огромный рисунок должен был донести информацию и подарить удачную охоту или исполнить просьбу. Иногда высказывают предположение, что геоглифы связаны с астрономией и наблюдением за светилами, но доказательств этому пока нет, и основным их назначением всё же считается ритуальное.

К сожалению, из-за почтенного возраста геоглифов мы с трудом можем понять, какие именно ритуалы привели к появлению таких рисунков, причём независимо на разных континентах. Однако в Перу и Чили всё же получилось локализовать культуры, создавшие эти изображения: это Паракас (800-200 гг. до н. э.) и Наска (200 г. до н. э. – 650 г. н. э).

Именно эти культуры создали скопление геоглифов в пустыне Наска, где и был найден кошачий. Всего там находится несколько десятков изображений животных, тысячи линий и сотни геометрических фигур. На фоне некоторых из них кот кажется крохотным – отдельные рисунки достигают почти 200 метров.

Неподалеку расположены рисунки на плато Пальпа и полуострове Паракас, а также в Чили, например, «гигант из Атакамы» 86 метров в длину. В Северной Америке известны изображения людей в Калифорнии. Самые известные геоглифы в Европе находятся в Англии – на холмах Оксфордшира древние люди изобразили лошадь и тысячелетиями ухаживали за ней, в Дорсете на холме находится великан с дубиной, который, правда, «потерял» свой плащ – он зарос травой.

В 2011 году на Урале, у о. Зюраткуль был обнаружен геоглиф, который назвали «Лось». При раскопках около его линий были найдены каменные орудия, а вот самого «Лося» признают далеко не все – в подлинности геоглифа есть сомнения.

Текст: Анна Гребенникова.

Редактор: Вера Круз.

Дизайн: Ксения Брейтер.