Главврач Мурманской поликлиники № 2 Константин Биджоев рассказывает, как медики борются с ковидом
18 ноября, 2020 10:38 | Здравоохранение | Сергей Юдков
Каждый сотрудник на вес золота
Перед началом беседы мы надеваем маски. И сам собой возник первый вопрос:
- Это строгое правило? И главный врач поликлиники тоже следует ему неукоснительно?
- Иначе нельзя. Личный пример очень многое значит. Но главное, есть статистика, что до 50 процентов заражений ковидом происходят от бессимптомных больных. Вот таких, как мы с вами, - огорошил меня собеседник. - А чему вы удивляетесь? Все может быть. Мы вот сидим друг напротив друга и не знаем, что на самом деле происходит у нас в носоглотках...
- Константин Матвеевич, какова ситуация сейчас: почему возникла вторая волна, растет заболеваемость и, самое главное, смертность от ковида? В области по пять-шесть человек умирают ежедневно. Может быть, потому что действительно далеко не все носят маски, соблюдают элементарные санитарные нормы?
- Масштабные ограничения в связи с пандемией начались почти девять месяцев назад. За прошедшее время люди уже попривыкли, они меньше напуганы риском заразиться. Простой пример: сядьте хоть в одну маршрутку. Это же просто какой-то ковидный очаг на колесах!.. Вот вчера я ехал в троллейбусе. Кондуктор сделала замечание женщине, которая сидела без маски. И та, хотя за руку держала ребенка, выложила все маты на кондуктора, разве что с кулаками не бросилась! Уровень агрессии зашкаливает... Или зайдите в любой торговый центр. Тоже многие покупатели ходят без масок. У нас же народная забава - как обмануть охранника или продавца и нарушить правила. Если бы люди всерьез боялись заразиться, не было бы такого роста.
- Многие уже переболели и не заметили этого?
- Очень многие. И это не попытка критиковать статистику, наоборот, это нужно говорить, чтобы люди опасались и были настороже. Большое количество окружающих нас переносят ковид бессимптомно и продолжают его выделять. Бывает, пациента отправляют на операцию с совершенно другим диагнозом, берут анализ, и случайно выясняется: «плюс»! Он и понятия не имел, что у него ковид - жил, ходил на работу, не носил маску, со всеми обнимался-целовался, здоровался за руку - болел бессимптомно. Но при этом ничуть не слабее выделял вирус, чем тот, который болел с явными симптомами.
- Есть ли панацея от заражения? Маски, перчатки?
Это не панацея, но это лучшее, что есть сейчас.
- В каких условиях работает поликлиника? Сколько горожан вы обслуживаете? Хватает ли персонала, и остались ли у медиков силы?
- К поликлинике приписано 100 тысяч пациентов. А персонала 450 человек. Чтобы ответить, насколько сложно работается, приведу такой пример: сейчас поступает ежедневно 350-370 вызовов от больных с температурой. Год назад было 100. То есть рост в три с половиной раза. А сотрудников у нас настолько больше не стало.
- Как вам удается распределить их работу, все ли занимаются ковидными больными?
- У нас потоки больных разделяются. Создаются новые отделения, которые решают новые задачи. Например, у нас организована служба ковидного мониторинга. Медсестры, фельдшеры, врачи по телефону выясняют состояние пациентов, занимаются их отбором для дальнейшего осмотра врачами ковидных бригад.
Мы должны определить, для кого в настоящее время посещение врача на дому не обязательно (его можно проконсультировать дистанционно, назначить лекарства), а кто должен быть осмотрен медиками в самое ближайшее время.
В службе мониторинга работают те специалисты, которые сейчас не выполняют свои привычные функции. К примеру, диспансеризацию или профилактические осмотры, проведение которых приостановлено. Но характер работы в службе мониторинга принципиально отличается от работы оператора колл-центра.
- Когда выясняется, есть ли у пациента симптомы коронавирусной инфекции или нет, какое решение вы принимаете?
- Ковид ковидом, но колени, спина, сердце у людей тоже болят. У нас есть служба неотложной помощи - для тех, у кого нет признаков инфекции. Врачи, которые занимаются так называемыми температурными больными с признаками ОРВИ, находятся у нас в другом филиале, который закрыт для всего прочего и работает только под их нужды. Они выезжают на вызов в полном обмундировании, с соблюдением всех мер санитарной безопасности и с конкретными планами в голове.
- Как вы решаете, кто из сотрудников пойдет на вызов к больному с симптомами ковида, а кто нет?
- Во-первых, ковидные бригады работают только с инфицированными пациентами. Нет такого, чтобы полдня там, а полдня тут. К больным с симптомами мы отправляли врачей, отсутствие которых не будет полной катастрофой. В бригадах оказались не терапевты, а врачи узкой направленности - кардиолог, невролог, эндокринолог - те, которым в поликлинике есть замена. И, безусловно, у всех спрашивали согласия, ведь никого нельзя заставить работать на ковиде. Это изначально были добровольцы. Сегодня они уже опытные работники, которые знают, что делать.
- Как защищены врачи, выезжающие на дом к больному пациенту?
- Респиратор, поверх него - маска, халат одноразовый или специальный медицинский костюм, бахилы, шапка, очки, перчатки, которые постоянно меняются. То есть уровень защиты довольно серьезный. И еще важно все это грамотно использовать - правильно надевать костюм, не трогать маску руками. Первые полгода у нас ни одного заболевшего среди врачей не было. Потом появились...
- Как сейчас врачи относятся к контактам с больными коронавирусом и опасности заболеть? Три квартала уже прошло с начала пандемии. Не наступила ли какая-то привычка?
- Я привел бы такое выражение: «Нельзя бесконечно смотреть на солнце». Да, врачи устали «смотреть на солнце». Они уже просто привыкли работать в маске, трудиться с утра до ночи, отдавать все силы работе.
- Медики хотят сделать прививки от ковида?
- Очень хотят. Сейчас вакцины пока нет. Но от гриппа привились абсолютно все.
- Сколько медиков заболели коронавирусом за период пандемии?
- С начала периода - 49. Но это только те, кто признан контактными, потому что работали с ковидными пациентами. Им идут выплаты. На самом деле заболевших медиков больше, ведь многие, хотя и не имели контактов с пациентами с симптомами коронавируса, могли заразиться дома, в транспорте. Но знаете, для меня даже один заразившийся - это плохо. Когда хоть один сотрудник заболевает, выходит из строя - это катастрофа. Кто бы он ни был, ведь в гардеробе тоже нужно кому-то вещи принимать. Сегодня в поликлинике сложилась такая ситуация, когда каждый сотрудник на вес золота.
(Продолжение следует.)