Найти в Дзене
Виталий Калгин

Виктор Цой и его "Mercedes"

Оглавление
фото - С. Борисов
фото - С. Борисов

18 ноября 2020 года известный московский фотограф и владелец студии "50А" Сергей Борисов в своем фейсбуке рассказал интересную историю. Позволю себе привести слова автора полностью.

Сергей Борисов, фотограф:

Я познакомился с Цоем и со всем "КИНО" в 1984 году во время моей поездки в Ленинград по заданию газеты "Le Monde". Кроме самой публикации была радиоверсия с песнями "Аквариума" и "КИНО", а позднее и снят фильм. Этот проект был назван «Рок вокруг Кремля». С этого и началась наша дружба. Я приезжал несколько раз в Питер, а питерцы, приезжая в Москву обязательно захаживали ко мне в "Студию 50А". Когда в первый раз "КИНО" полным составом, включая "Африку", как второго барабанщика, завалились в студию, то я, обрадовавшись нежданным, но дорогим гостям, вытащил бутылку шампанского. "Африка" пристыдил меня, сказав, чтобы этот напиток я приберег для своих моделей, а им дал бы чего-нибудь посущественнее. У меня была литровая бутылка виски "Ballantine's", которую мне принес кто-то из иностранных коллекционеров. Радости гостей не было предела, а Цой сказал, что это его любимый напиток. Шел 1985 год. С тех пор я стал держать на такой случай (т.е. фактически для Цоя, потому, что другие вообще не особо пили, предпочитая курить), этот сорт виски, хотя раньше мой любимый сорт был "Johnnie Walker". Ленинградцы в те годы часто приходили ко мне. Многие ночевали. Тимур, например, умудрялся за ночь написать маслом очередное полотно. А Котельников и Цой за неимением холста расписывали мои фотографии выбирая размеры побольше. Я не ценил эти опусы, поэтому щедро раздаривал их. Но после очередного посещения Ленинграда, когда я привел к Цою группу французских телевизионщиков, я увидел на стенах квартиры в которой шла съемка, каскад шедевров, выполненных Цоем.

фото - С. Борисов
фото - С. Борисов

Всю вторую половину 80-ых Цой появлялся у меня в мастерской. Обычно с Гурьяновым или с Гурьяновым и Каспаряном. Иногда с "Африкой". К сожалению, они никогда не предупреждали заранее, а появлялись внезапно, благо я почти все время проводил в мастерской. Холстов, правда, я ему не предлагал, потому, что они к тому времени стали огромным дефицитом, но давал картоны, которые в пачках фотобумаги шли как уплотнители. В то время я еще не знал, что Цой закончил художественную школу, поэтому очень удивлялся точности его композиций. В 1990 году я пригнал для Цоя из Швейцарии спортивный мерседес, который купил на деньги, вырученные от продажи моей выставки. Я убедил его, что не дело такой Звезде как он ездить на "Жигулях". К сожалению, передать ему его я не успел. Пришлось ездить самому. "КИНО" в то время как угорелые гастролировали, а я по полгода жил в Швейцарии. И то и другое было ошибкой. Но теперь уже не исправить.

фото - С.Борисов
фото - С.Борисов

Я попросил Сергея более подробно рассказать историю с покупкой "Мерседеса" и вот что он рассказал...

Сергей Борисов:

Относительно "Мерседеса". Перед поездкой в Швейцарию я поговорил с Цоем о том, что ему надо бы ездить на приличной иномарке. В Цюрихе я продал оптом всю свою выставку и попросил покупателя/коллекционера помочь приобрести мне для друга хорошую машину. Мне самому было не нужно, у меня была удовлетворяющая меня "Volvo". У него как раз из Испании приехал знакомый на "Mercedes SLC 300" 1968 года. Винтажном. Золотистого цвета. Похожий был у Высоцкого. Но этот был еще лучше. "SLC" - это Спорт. Люкс. Купе. У него опускалось единое стекло и получалось как бы родстер, но с крышей. Идеально для нашего климата. Этот знакомый продавал его, так как в Цюрихе ему нужен был другой. В итоге после долгой торговли, я купил его за 12 000 баксов. Цой туманно отвечал мне на мои увещевания, но здесь я был уверен, что он влюбится в него и купит. Насчет денег. В 1989 году Гурьянов в разговоре со мной как-то сказал, что они деньги не считают, а делят их стопками. Не все ли равно на сантиметр больше или меньше. А за год до этого на мой вопрос почему он меняет каждый день по 20 долларов, он сказал, что каждый день доллары дорожают, поэтому надо быть экономным...

фото - С.Борисов
фото - С.Борисов

Весьма информативно, не правда ли? И наводит на размышления. Что я и не преминул сделать. Итак.. Пропустим слова Сергея о том, что группа "КИНО" тусовалась у него во время своих приездом в Москву в 1986- 1987 годах. Это верно. Однако надо учитывать, что квартира-студия Борисова отнюдь не являлась постоянным и обычным местом для тусовки. Таковым местом служила квартира Александра Липницкого, а чуть позже, уже после знакомства с Наталией Разлоговой, Цой предпочитал останавливаться в квартире Олега Флянгольца. Так что студия Сергея Борисова служила местом, где можно было, грубо говоря, "побухать". Не более того. Но поскольку Сергей об этом честно и говорит, поэтому идем дальше.

Что касается шедевров на картоне, якобы написанных Цоем, то тут скорее всего мимо. На 90% можно быть увереннным в том, что рисовали указанные шедевры Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев "Африка" и Олег Котельников, которые очень любили всевозможные раскраски и мазилки по стенам. Хотя, конечно, теоретически, можно допустить, что разок и Цой приложил свою руку к их творениям.

Что же касается истории с машиной, то тут серьезнее. Многие коллекционеры и ценители "КИНО" прекрасно знают Борисова уже довольно долгое время. Разумеется, они наслушались от Сергея многочисленных историй о тусовках группы в его студии, о съемках клипов в Питере и прочем. Но никогда ранее, повторю, никогда Борисов не рассказывал столь успешную, казалось бы, историю о том, что он пригонял для Цоя "Mercedes". Хотя, на мой взгляд, это была бы самая ценная информация. Странно, не правда ли?

История, без сомнения. достойная, но нужно раскинуть мозгами и адекватно на нее посмотреть. Итак : Борисов, по его словам, предложил лидеру "КИНО" купить винтажную (!) иномарку в 1990 году за 12 тысяч долларов. Или даже больше, потому что за 12 тысяч Борисов купил ее в Швейцарии, и продавал бы в Москве, разумеется, гораздо дороже. Надо вспомнить, что доллар в СССР в 1990 году стоил официально примерно 60 копеек. Однако поскольку все расчеты велись посредством отнюдь не официального курса, а коммерческого. Курс которого в 1990 году составлял приблизительно 8-10 рублей за доллар. То есть за машину стоимостью даже 12 тысяч американских рублей Цой бы отдал Борисову приблизительно 120 тысяч деревянных.

Да, Борисов правдиво говорит о том, что приходивший к нему в гости Георгий Гурьянов рассказывал ему о том, что денег он не считает и у него их два мешка. Это верно. Однако это было отнюдь не в 1989 году, а в 1991 году, то есть уже после гибели Цоя и выхода "Черного альбома". До этого музыкантам "КИНО" реально приходилось экономить. Никто не задумался, о том, почему же музыканты "КИНО", обладая по словам Борисова нереальным баблом, купили себе лишь жалкие "восьмерки", а решивший шикануть и выделиться Цой (все-таки бывший лидером модной группы) - всего лишь "Москвич"? А ведь ответ очень прост. У группы "КИНО" никогда не было безумного бабла, и я об этом уже писал.

фото - С. Борисов
фото - С. Борисов

Отсюда и идут туманные и расплывчатые ответы Цоя на предложения Борисова о покупке машины. Не забывайте, что Цой переехал в Москву, по сути в никуда и в первую очередь лидер "КИНО" нуждался в собственном жилье. О покупке которого он стал лишь робко мечтать летом 1990 года, при этом потратив практически все деньги на покупку достойной на его взгляд новой машины. Все деньги группы "КИНО" в то время были лишь деньгами по меркам самой группы "КИНО". Советская богема в то время имела гораздо больше - огромные квартиры в центре Москвы, предметы искусства, иномарки и антиквариат. И до нее музыкантам "КИНО" было как до Луны.

Так что все рассказы и истории, подобные истории рассказанной Сергеем Борисовым, целиком и полностью лежат на совести рассказчиков...

фото из личного архива С.Борисова
фото из личного архива С.Борисова

ЧИТАТЬ ЕЩЕ!!!

Виктор Цой. У кого правда - тот и сильнее

Почему воспоминания людей о Цое настолько различны?

Был ли Виктор Цой в Пскове? Поиск свидетельств