В средствах массовой информации сейчас можно услышать скоропалительную оценку баланса сил в Закавказье, часто основанную на предвзятом отношении к тому или иному народу. Как мы знаем, Азербайджан давно и справедливо заявлял о необходимости возврата потерянного нынче Арменией "пояса безопасности" вокруг Степанакерта, откуда было вынуждено бежать множество азербайджанцев в начале 90х. Очередная эскалация конфликта позволила Азербайджану взять реванш за трагическую утрату территорий.
Теперь Лачинский коридор должен быть шириной 5 км (а это прицельная дальность 120-мм миномета даже без усиленных зарядов), и он насквозь при желании простреливается азербайджанскими силами - только присутствие нейтральной России, трезвомыслие и дальновидность азербайджанского руководства спасают анклав армян в Арцахе от полной зачистки.
Высказывания некоторых армянских лидеров мнения, довольно адекватных, которые мне показались интересными, я привел в предыдущем сообщении. Настала очередь ознакомить уважаемого читателя что пишет азербайджанская сторона (перевод цитат из источника https://www.moderator.az/news/352261.html )
Председатель эволюционной партии Тейюб Гани Оглы:
"... Мы считаем, что размещение турецких военных в Нагорном Карабахе положит конец некоторым неудобствам, связанным с размещением российских вооруженных сил на этой территории. Турция еще раз доказала, что, как всегда, намерена отстаивать правое дело Азербайджана, и никто не может помешать ему в этом... "
"... Россия понимает, что для сохранения своих интересов на Южном Кавказе необходимо учитывать сложившуюся в регионе реалии, и чувствует, что для реализации этих интересов будет недостаточно ссылаться не только на армян. Именно в результате учета существующей реальности Россия согласилась на создание совместного с Турцией Центра мониторинга для контроля над огнем в Нагорном Карабахе. Таким образом, для достижения прекращения огня в Нагорном Карабахе Россия, ведя армию, с одной стороны, выступает спасителем армян (что, собственно, и должно быть оценено), с другой стороны, не может учитывать интересы Азербайджана и Турции. Россия хорошо понимает, что ее южные границы проходят через не только сохранение, но и укрепление существующего стратегического союзника с Азербайджаном. Вместе с тем, Россия, вероятно, считает, что после смены власти в США должны быть налажены более тесные связи с Турцией. Вместе с тем, нельзя не отметить, что полное обеспечение территориальной целостности Азербайджана напрямую зависит от совместной деятельности Азербайджана и братской Турции, фактически находящихся в Нагорном Карабахе миротворческих сил России! Азербайджан не возражает против размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе, но хочет быть уверенным, что эти силы действительно будут играть миротворческую роль. Это полностью отвечает интересам не только Азербайджана и России, но и региона в целом, и мы верим, что так и будет"
Ангажированная Турция, ясное дело, не может выполнять роль миротворца, поскольку однозначно является участником конфликта на стороне Азербайджана, не особо это скрывая.
Турция в период развала СССР быстро начала вовлекать Азербайджан под свое крыло. Она действительно давно помогает Азербайджану в военном отношении, представляя не только БПЛА и высокоточное оружие, турецкие военные советники давно и плотно работают в армии Азербайджана, а азербайджанские военнослужащие проходят в Турции обучение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что союзнические отношения с Турцией получили дополнительный импульс. Вместе с тем, весьма дальновидно для азербайджанского военно-политического руководства сохранение армянского Арцаха- на тонкой нитке Лачинского коридора, что показывает всему миру и самим армянам в том числе, что азербайджанцы пришли не уничтожить армян, а вернуть свои территории, и, несмотря на вражду, готовы двигаться к миру с армянами, в то же время признавая роль России в Закавказье. Прозападное руководство Армении могло достигнуть урегулирования миром, но армянское общественное мнение до конфликта не рассматривало такой сценарий как вариант, и Пашинян ловко играл на националистических чувствах, придерживаясь воинственной риторики.
Какой можно сделать вывод? Прозападный кандидат не в первый раз приводит свою страну к войне, делая ставку на национализм, Грузия и Украина в числе примеров. Советская же политическая школа и соответствующее качественное образование при несомненном доминировании турецкого вектора позволяет азербайджанскому руководству умело выдерживать баланс турецкого и российского влияния.
Мира и добра уважаемым читателям!